А.Блошкин. 2020 г -особенный, все мы были вынуждены адаптироваться: жить и работать в новых условиях коронавирусной пандемии

А.Блошкин. 2020 г -особенный, все мы были вынуждены адаптироваться: жить и работать в новых условиях коронавирусной пандемии

Александр Блошкин. 2020 год – особенный, все мы были вынуждены адаптироваться: жить и работать в новых условиях коронавирусной пандемии

 

Нынешний год внес существенные коррективы в функционирование экономической и социальной сфер, органов власти практически всех государств мира, в том числе нашей страны. Все российские регионы столкнулись с неожиданной напастью. Не стала исключением и Волгоградская область.

О том, какие меры принял областной парламент, отвечая на глобальный вызов, и какие результаты принесли эти действия, с читателями «Вестника ЮРПА» поделился Председатель Волгоградской областной  Думы, Председатель Южно-Российской Парламентской Ассоциации Александр Блошкин.       

 

 

- Александр Иванович, непростая социально-экономическая ситуация, связанная с пандемией коронавируса, внесла определенные коррективы в работу государственных органов волгоградского региона. Какие изменения были оперативно внесены в законодательство для того, чтобы своевременно и качественно обеспечить выполнение всех социальных обязательств?

Пандемия коронавируса стала абсолютно новым вызовом не только для нас, но и для всего мира. Сложившаяся ситуация требовала быстрых и выверенных решений, чтобы не допустить развития событий по нежелательному сценарию. Напомню, 16 марта в Волгоградской области был введен режим повышенной готовности всех служб, приступил к работе  оперативный штаб по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции, который возглавил губернатор Андрей Бочаров. В регионе, как и в целом по стране, были введены временные ограничения, необходимые для обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности, для сохранения здоровья и жизни наших граждан. Работа Волгоградской областной Думы также была скорректирована – утверждено  постановление, которое позволяет в этот особый период при принятии важных безотлагательных решений использовать метод опроса депутатов.

В первую очередь были предприняты шаги, которые помогли взять ситуацию под контроль и в столь непростых условиях обеспечить поддержку гражданам и бизнесу. Так, для своевременного финансирования мероприятий по противодействию COVID-19 областная Дума внесла изменения в закон о бюджетном процессе – появилась возможность в случае необходимости оперативно перераспределять внутри регионального бюджета средства и направлять их на эти цели. Далее, из областной казны были выделены ассигнования для обеспечения обучающихся на самоизоляции детей продуктовыми наборами. Этой мерой поддержки было охвачено порядка 100 тысяч школьников.

Корректировки закона о региональном бюджете на текущий год позволили дополнительно выделить 3 миллиарда рублей на оснащение больниц, оказание медпомощи пациентам с коронавирусом и доплаты медикам. 275 миллионов рублей добавлено на социальную поддержку отдельных категорий граждан и стимулирующие надбавки соцработникам, помогающим инфицированным больным. Сфера образования тоже получила дополнительные средства для  обеспечения школьников бесплатным горячим питанием и на доплаты классным руководителям.

Таким образом, можно констатировать, что в Волгоградской области в сложный эпидемиологический период не только полностью выполняются принятые ранее социальные обязательства, но и появились новые виды соцподдержки. Более того, несмотря на пандемию в регионе продолжается активная работа по реализации программ и проектов развития во всех сферах жизнедеятельности.

- Как экономика Волгоградской области справилась с ограничениями, вызванными пандемией? Какие законопроекты были приняты для развития экономики, дальнейшего улучшения делового климата?

Поддержка экономического развития в условиях коронавирусной пандемии – сложная комплексная задача, в решении которой задействованы все органы власти и представители бизнес-сообщества. В Волгоградской области реализуются антикризисные меры, инициированные губернатором – они показали свою эффективность и востребованность. Общий объем поддержки экономики только из региональной казны превысил пять миллиардов рублей. Предприниматели сейчас получают дополнительные налоговые преференции,  субсидии, льготные займы, пользуются арендными и кредитными каникулами.

В рамках этих мер Волгоградская областная Дума установила пониженные ставки упрощенного налогообложения для предпринимателей, занятых в отраслях наиболее пострадавших от пандемии, таких как: транспорт, туристический, санаторно-курортный, выставочный бизнес, сферы бытового обслуживания, розничной торговли промтоварами, дополнительного образования и ухода за детьми. Налоговые преференции предусмотрены и для социально ориентированных некоммерческих организаций.

Также расширена поддержка инвесторов, реализующих в регионе социально значимые проекты в сфере жилищного строительства. Еще одним областным законом до конца 2021 года введен мораторий на применение к инвесторам санкций за недоработки в исполнении инвестиционных соглашений. Созданию благоприятных условий для развития современных производств способствуют дополнительные льготы по налогу на имущество организаций. Ими могут воспользоваться предприятия, обновляющие свою материально-техническую базу. Еще два закона приняты Волгоградской областной Думой для поддержки крупных инвесторов – участников специальных инвестиционных контрактов. В их число входит масштабный проект строительства горно-обогатительного комбината и социальных объектов в Котельниковском районе.

Конечно, пандемия и вызванный ею мировой кризис не могли не отразиться на нашей экономике, но последствия оказались менее серьезными, чем ожидалось. Во многом этому способствовала своевременная помощь государства. Сейчас стоит задача – в кратчайшие сроки возобновить и ускорить хозяйственный подъем. Ориентир остается прежним, он обозначен губернатором – по итогам 2021 года валовый региональный продукт Волгоградской области должен превысить триллион рублей.

- Какая поддержка была оказана малому и среднему предпринимательству?

Перечисленные выше антикризисные меры в значительной степени относятся и к малому и среднему бизнесу. К этому можно добавить недавно принятый региональный закон о патентной системе. Главной его целью является создание более простых и понятных условий налогообложения для субъектов малого предпринимательства. Мы рассчитываем, что новый закон будет способствовать снижению налогового бремени и созданию рабочих мест. В этом году был расширен  перечень видов деятельности, где может применяться патентная система. В него включены растениеводство и животноводство – аграрный сектор сейчас один из локомотивов роста нашей экономики. Для компенсации потерь бизнеса от сложной эпидемситуации также решено не проводить в текущем году индексацию величины предпринимательских патентов.

Всего в период пандемии в регионе действует свыше 30 мер государственной поддержки предпринимательства. В этом направлении активно работают созданные органами госвласти Фонд микрофинансирования предпринимательства и Гарантийный фонд Волгоградской области. Кроме того, реализуются пять региональных проектов нацпроекта  «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Все это в совокупности помогает сохранить в нашем регионе деловую активность.

- В сентябре прошлого года приступила к работе Волгоградская областная Дума шестого созыва. Какие, на ваш взгляд, наиболее важные и актуальные законы были приняты законодателями в первый год работы?

Помимо совершенствования социального, инвестиционного, налогового законодательства региональные парламентарии активно занимались вопросами  аграрной и промышленной политики, государственного строительства и местного самоуправления, благоустройства и ЖКХ, образования и экологии, здравоохранения и культуры. Всего с сентября 2019 года обновленным составом Волгоградской областной Думы было принято в окончательном чтении порядка 150 законов.

Среди основных задач, которые удалось своевременно решить, – рассмотрение областного бюджета на 2020 год. Здесь было крайне важно соблюсти баланс не только между общими доходами и расходами, но и различными отраслями бюджетной сферы. При этом в главном финансовом документе необходимо учесть все социальные обязательства региона и наказы граждан, заложить средства на реализацию программ развития. Впервые в законе об областном бюджете было сформировано приложение, в котором предусмотрено обеспечение полным рублем региональных мероприятий национальных проектов.

С 2014 года в Волгоградской области  проводятся масштабные преобразования. Наведение порядка, в  том числе в финансово-бюджетной сфере позволило существенно увеличить доходы региональной казны. В результате появились дополнительные ресурсы для реализации приоритетных стратегических задач: инфраструктурных проектов, программ комплексного развития территорий, поддержки материнства и детства, привлечения инвестиций в АПК и промышленность. Конечная цель – вывести область на новый, более высокий, уровень.

Также стоит отметить, что в год 75-летия Великой Победы в регионе были расширены меры поддержки фронтовиков. В Социальный кодекс Волгоградской области внесены поправки, которые устанавливают полное возмещение оплаты жилищно-коммунальных услуг участникам и инвалидам Великой Отечественной войны. Еще одним законом, принятым в 2020 году, граждане, которые сопровождают ветеранов в пассажирском общественном транспорте, наделены правом бесплатного проезда.

- Как совершенствование действующего законодательства, принятие новых нормативных правовых актов повлияло на жизнь волгоградцев?

И здесь снова наиболее ярким примером являются нововведения социального законодательства. Изменения в этой сфере, вступившие в силу в текущем году, в первую очередь, отразились на многодетных семьях. Например, на полторы тысячи человек увеличилось количество получателей ежемесячной выплаты на третьего ребенка. Кстати, всего в Волгоградской области для семей с детьми предусмотрено 20 видов социальных выплат, они регулярно индексируются, их число постоянно растет. В этом году также  получили возможность пользоваться бесплатными социальными услугами родители малышей с особенностями здоровья в возрасте до трех лет, точнее, это целый комплекс услуг – медицинская, психологическая, правовая, педагогическая помощь.

Есть такой термин – «детский бюджет», в нем суммируются расходы областной казны, связанные с поддержкой материнства и детства. Так вот, сейчас он составляет почти треть годового бюджета всей Волгоградской области – более 36,5 миллиарда рублей. Это один  из приоритетов, который определен губернатором Андреем Бочаровым еще шесть лет назад. Добавим, упомянутые меры, предпринятые региональными законодателями и органами исполнительной власти, увязаны с  национальным проектом «Демография» и решением задач, поставленных в Послании Президента России Федеральному Собранию.

Главным смыслом всей нашей работы является повышение качества жизни в Волгоградской области. Депутаты аккумулируют пожелания граждан и разрабатывают правовые, организационные, бюджетные механизмы, чтобы вместе с другими ветвями власти воплотить чаяния людей. В последнее время многое сделано – примерами являются новые больницы, школы, детские сады, дороги, спортивные сооружения, благоустроенные дворы и общественные пространства. Конечно, немало еще предстоит сделать. 2020 год – особенный, все мы были вынуждены адаптироваться: жить и работать в новых условиях коронавирусной пандемии. Но все трудности можно преодолеть, если объединить усилия и планомерно двигаться к поставленной цели.

- На что Волгоградская областная Дума планирует обратить внимание в предстоящем 2021 году?

Всем нам нужно еще потрудиться, чтобы в следующем году окончательно нивелировать социальные и экономические последствия распространения коронавирусной инфекции – это первоочередная задача. Решая ее, надо продолжать двигаться по пути дальнейшего развития, который определен в приоритетных региональных и национальных проектах.  Для этого необходимо предусмотреть соответствующее финансирование в законе об областном бюджете на 2021 год. Работа над ним уже началась. Законодатели продолжат совершенствовать и актуализировать нормативно-правовую базу и по другим ключевым отраслям.

Другая важнейшая задача – подготовка областных законов в соответствии с принятыми в ходе всенародного голосования поправками в Конституцию России. Принципиальные изменения будут касаться многих сторон нашей жизни, в том числе государственного устройства, экономической политики, социальной защиты населения, здравоохранения.

Среди других требующих особого внимания вопросов отмечу подготовку программ оздоровления реки Дон и водоемов Донского бассейна. Эта тема в рабочей повестке Волгоградской областной Думы появилась по инициативе губернатора Андрея Бочарова. Совместно с председателем Законодательного Собрания Ростовской области мы обратились с данным предложением к парламентам регионов, где протекает Дон. Инициатива находит поддержку, и мы рассчитываем, что на основе региональных программ в ближайшей перспективе будет сформирована государственная программа Российской Федерации по реабилитации Дона и комплексному развитию прибрежных территорий.

- Нельзя обойти вопрос о возможном возвращении московского времени в Волгоградской области. В 2018 году Волгоградская область стала жить по волгоградскому времени. В этом году к этой теме вернулись вновь. Опрос показал, что большинство населения высказалось за московское время, тогда как еще два года назад преимущество было у тех, кто выступал за местное. Чем вы объясняете такую перемену мнений? Если Госдума одобрит постановление, когда регион вернется в третий часовой пояс?

В поисках ответа на вопрос о часовой зоне областные депутаты изначально руководствовались мнением большинства жителей Волгоградской области. Так было в 2018 году и спустя два года тоже. Учитывая большой общественный резонанс, все решения по данной теме готовились максимально открыто и с особой тщательностью.

                                                                                                                       

Человеку свойственно менять свое мнение под влиянием новых обстоятельств – это нормально. Люди два года пожили в другом часовом поясе, и за это время взвесили все за и против и сформировали свою выверенную позицию по поводу того, что для них лучше. Их выбор был зафиксирован в ходе мероприятий по выявлению мнения населения, проведенных органами местного самоуправления. Кстати, в них участвовало почти на 200 тысяч жителей больше, чем в областном референдуме 2018 года. При этом вопрос в листе для голосования был сформулирован предельно просто, что исключало путаницу с ответом, которая, как указывали граждане в своих обращениях к депутатам, возникала два года назад. Волеизъявление большинства населения Волгоградской области взято за основу при разработке проекта изменений федерального закона  «Об исчислении времени». Если законопроект пройдет все стадии обсуждения в Государственной Думе, будет ею принят, затем одобрен Советом Федерации и подписан Президентом, наш регион вернется в московскую часовую зону 20 декабря этого года.

                                                                                Елена Гуреева