Сергей Калашников.Во всем мире миграция становится проблемой номер один

Сергей Калашников.Во всем мире миграция становится проблемой номер один

В Таврическом дворце — штаб-квартире Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств — в рамках IV Санкт-Петербургского международного форума труда прошел круглый стол на тему «Правовое регулирование миграционных процессов в государствах Содружества. Проект модельного Миграционного кодекса для государств — участников СНГ».

 

Открывая мероприятие, заместитель руководителя Секретариата Совета МПА СНГ Алексей Должиковнапомнил о том, что Межпарламентская Ассамблея СНГ тесно связана с Санкт-Петербургским международным форумом труда с первых лет его проведения. В 2017 году форум открывала Председатель Совета МПА СНГ, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко, в дальнейшем МПА СНГ также уделяла мероприятию пристальное внимание. «Сегодня становится очевидным, что форум набирает обороты, вызывая значительный интерес», — заключил Алексей Должиков.

С приветствием в адрес участников круглого стола выступил председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, ответственный секретарь Организационного комитета IV Санкт-Петербургского международного форума Дмитрий Чернейко. Он отметил большую практическую пользу широкого обсуждения экспертным сообществом проблем трудового и миграционного законодательства. «Поскольку мы как орган исполнительной власти занимаемся не только теорией, а в первую очередь практикой, то понимаем, как реализуются законы и что именно надо сделать для того, чтобы они работали на благо, а не создавали препятствия», — сказал Дмитрий Чернейко. Основываясь на опыте работы комитета, он назвал ряд реальных проблем, связанных с организационным набором мигрантов, выдачей патентов, внедрением профессиональных стандартов, и отметил необходимость согласованной работы по их решению.

Актуальность темы миграции обозначил в своем докладе модератор круглого стола, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике, член Постоянной комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека Сергей Калашников. Он сообщил о том, что 75 % вопросов, затронутых в январе этого года на зимней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы, были связаны именно с миграцией. «Во всем мире миграция становится проблемой номер один», — заявил Сергей Калашников и предупредил о том, что дальше эта проблема будет только усугубляться. «Помимо экономической, политической и трудовой миграции, вот-вот начнется климатическая миграция. По прогнозам ученых, уже сейчас порядка 200 000 человек готовы изменить свое место жительства из-за ухудшения климатических условий», — сказал он.

Говоря о проекте модельного Миграционного кодекса для государств — участников СНГ, Сергей Калашников обратил внимание на комплексный характер документа: кодекс призван не только регулировать рынок труда, но и содействовать решению огромного количества сопутствующих проблем, таких как безработица или предоставление мигрантам определенных социальных благ. «Невозможно механически соединить уголовное и социальное право, трудовое право и законы о социальном страховании, проблему пенсионного обеспечения и проблему занятости, которые возникают у мигрантов. По сути, мы сейчас разрабатываем кодекс, которого никогда не было. Мы не отталкиваемся от идеи объединить уже существующие законы, а, исходя из проблемы, называемой «миграция», создаем взаимозависимый, взаимопроникающий, взаимообусловленный набор норм, относящихся к разным отраслям права. Это совершенно другая и более серьезная задача», — считает Сергей Калашников.

Директор Бюро Международной организации по миграции в Москве Абдусаттор Эсоев в своем докладе также сделал акцент на том, что «сегодня миграция, без преувеличения, входит в число приоритетных тем мировой повестки дня». «Мы живем в эпоху беспрецедентной мобильности населения, с наибольшим, чем когда-либо, числом людей, проживающим за пределами стран или регионов своего происхождения. С учетом существующих тенденций в области демографии, развития и потребностей в трудовых ресурсах, широкомасштабная миграция в XXI веке неизбежна, необходима и целесообразна», — заявил Абдусаттор Эсоев.

В контексте разработки модельного Миграционного кодекса он отметил, что Бюро Международной организации по миграции в Москве уже ознакомилось с проектом и всецело поддержало идею принятия этого документа, «системно и всеобъемлюще регулирующего деятельность в сфере управления миграцией, обеспечения прав и законных интересов мигрантов». Абдусаттор Эсоев подчеркнул, что кодекс всецело отвечает требованиям Глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции, принятого в декабре 2018 года в Марракеше, и выразил удовлетворение тем, что многие положения проекта сформированы именно с учетом целей Глобального договора. «Модельный Миграционный кодекс для государств — участников СНГ — это пример успешной имплементации международного акта на региональном уровне», — заключил он.

Отметив значительный вклад, внесенный Межпарламентской Ассамблеей СНГ в разработку модельного законодательства в сфере миграции, Абдусаттор Эсоев выступил с предложением провести сравнительный правовой анализ ранее принятых модельных законодательных актов с целью оценки их соответствия современным реалиям.

О ходе работе над модельным Миграционным кодексом для государств — участников СНГ рассказал Президент Союза экспертов и консультантов в сфере трудовой миграции «Международный альянс „Трудовая миграция“», руководитель группы разработчиков проекта модельного Миграционного кодекса для государств — участников СНГ Николай Курдюмов. Он подтвердил, что при разработке проекта учитывались не только действующие национальные нормативные правовые акты государств — участников СНГ, наработанные и уже принятые в рамках МПА СНГ многочисленные модельные акты и рекомендации, но и международные договора и соглашения в сфере миграции.

В продолжение заседания круглого стола прозвучали выступления директора Региональной общественной организации «Центр миграционных исследований», ведущего научного сотрудника лаборатории Анализа и прогнозирования миграции Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Дмитрия Полетаева, заместителя Председателя Исполнительного комитета — Исполнительного секретаря СНГ Агыбая Смагулова, члена Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по труду, социальной политике и делам ветеранов Светланы Бессараб, заместителя Генерального секретаря Совета МПА СНГ — полномочного представителя Федерального Собрания Российской Федерации Ирины Соколовой, члена Комитета Мажилиса Парламента Республики Казахстан по социально-культурному развитию Жанат Омарбековой, заместителя директора Департамента трудовой миграции и социальной защиты Евразийской экономической комиссии Олега Артамонова и директора Информационно-консультативного центра по миграционному законодательству Санкт-Петербургского отделения Российского Красного Креста Натальи Зайберт. В них были затронуты вопросы сотрудничества в миграционной сфере, правового регулирования миграционных процессов в странах СНГ, адаптации и интеграции мигрантов и другие аспекты темы, вынесенной в заглавие круглого стола.

В завершение заседания его участники утвердили рекомендации, в которых признали невозможным эффективное регулирование миграционных процессов в Содружестве Независимых Государств без последовательной и планомерной работы по формированию согласованной законодательной базы и тесного сотрудничества между государствами, принимающими и направляющими трудящихся-мигрантов. В этой связи эксперты отметили особую значимость разработки проекта модельного Миграционного кодекса для государств — участников СНГ «как важной части процесса совершенствования правового регулирования миграционных процессов».

Дальнейшее обсуждение темы миграции продолжилось в рамках круглого стола «Миграционная политика: тенденции развития и новые аспекты в законодательстве и правоприменительной практике».

 

по материалам сайта  МПА СНГ