Приняты изменения в Устав Астраханской области
21 января 2021 года состоялось заседание Думы Астраханской области. По распоряжению спикера регионального парламента Игоря Мартынова оно прошло в дистанционном режиме. В повестке дня – 16 вопросов, среди которых законопроекты по изменению Устава региона, антикоррупционные меры и обращение к Правительству Российской Федерации. Проект закона о внесении изменений в Устав Астраханской области разработан Игорем Мартыновым для приведения документа в соответствие с федеральным законодательством. Такая необходимость возникла в связи с принятием поправок в Конституцию Российской Федерации и изменением законодательства России.
Депутаты поддержали законопроект спикера. Изменения вносятся в статью 34 и касаются проверки принятых региональных законов на соответствие Конституции РФ. Это означает, что любой законопроект по запросу Президента России может быть проверен на соответствие Конституции до его подписания Губернатором. Также корректировки вносятся в статью 6, где речь идет об органах местного самоуправления. Конституцией РФ определено, что органы МСУ входят в единую систему публичной власти, поэтому из Устава исключаются соответствующие положения. В десятой статье уточняются полномочия Астраханской области по предметам совместного ведения. К совместному ведению Российской Федерации Астраханской области и отнесены полномочия в сфере сельского хозяйства, молодежной политики, обеспечения оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранения и укрепление общественного здоровья, защиты института брака. Защита семьи, материнства, детства, отметим, вынесена в отдельный пункт. Закрепляется, что Губернатором Астраханской области может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Губернатору Астраханской области в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Формулировка полностью приведена в соответствии со статьей 77 Конституции. Уточнены полномочия Правительства региона. Исключены нормы, дублирующие положения иных законов области, обозначив основные направления деятельности. Для удобства правоприменения, а также для исключения частого внесения изменений в Устав, в некоторых статьях исключено дублирование норм федерального закона, сделаны ссылки на его конкретные статьи.
Также внесен ряд поправок в формулировки. К примеру, наименование должности «члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» заменены понятием «сенаторы Российской Федерации». Рассмотрен еще один законопроект. Его автор – прокурор Астраханской области Сергей Фрост. Документ направлен на повышение эффективности антикоррупционных мероприятий. Законопроект предусматривает, что граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, на замещение государственных должностей Астраханской области, а также лицами, поступающими на работу на должность руководителя государственного учреждения Астраханской области, должны уведомлять о принадлежащих им, их супругам и несовершеннолетним детям цифровых финансовых активах, цифровых правах (в том числе о цифровых финансовых активах, цифровой валюте и иных цифровых правах). Депутаты приняли решение направить обращение к Правительству России о создании федерального регистра лиц, которым присвоено звание «Ветеран труда». Спикер Думы Астраханской области Игорь Мартынов отметил, что обращение разработано для упрощения процедуры предоставления мер социальной поддержки. «Ветеран труда» – звание в Российской Федерации, представляющее собой форму поощрения граждан за добросовестный многолетний труд и являющееся при этом способом социальной поддержки. Льготы назначаются при получении страховой пенсии по старости либо пенсии или пожизненного содержания по иным основаниям. Назначение мер социальной поддержки могут происходить в разные периоды времени и в разных субъектах Российской Федерации (в связи со сменой места жительства, к примеру). Так как нет федерального регистра «Ветеранов труда» получить информацию о приобретенном статусе по межведомственному обороту невозможно. Гражданам приходится обращаться в социальные службы, а тем, в свою очередь, направлять запросы во все субъекты Российской Федерации для подтверждения информации. Вместе с тем на территории Российской Федерации разработана и функционирует Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО), оператором которой является Пенсионный фонд РФ. Система предназначена для получения гражданами и органами власти актуальной информации о мерах социальной поддержки, оказываемых из бюджетов всех уровней. На сегодняшний день данная система не содержит сведений о присвоении гражданам звания «Ветеран труда». Чтобы повысить эффективность работы системы и облегчить жизнь людям, заслужившим почетное звание и поддержку государства, астраханские депутаты предлагают образовать в составе ЕГИССО единый информационный ресурс, доступный всем органам государственной власти в рамках их компетенции и содержащий актуальную и достоверную информацию. В случае реализации этой инициативы, выплаты, предусмотренные законодательством для «Ветеранов труда», можно будет назначать оперативно при достижении гражданами этой категории определенного возраста без излишних визитов в социальные центры. Также на заседании были представлены итоги работы регионального парламента за второе полугодие 2020 года. Так, во втором полугодии 2020 года состоялось восемь заседаний Думы. В работу комитетов Думы поступило 80 законопроектов. 35% из них посвящены вопросам бюджета и налоговой политики, 32% - вопросам государственного устройства и местного самоуправления, 18% законопроектов носят социальный характер и 15% касаются аграрно-продовольственной политики, промышленного комплекса, строительства и ЖКХ. Также было рассмотрено 42 предложения Правительства региона о внесении изменений в государственные программы Астраханской области. Одним из значимых событий прошедшего года – внесение поправок в Конституцию РФ. С 25 июня по 1 июля 2020 года проходило общероссийское голосование. За внесение изменений в Основной закон проголосовали 77,92% избирателей, против – 21,27%. В Астраханской области высказались «за» 86,73% избирателей. Поправки вступили в силу 4 июля. И сейчас идут корректировки федеральной и региональной нормативной правовой базы.
Также традиционно во втором полугодии депутатский корпус работает над главным финансовым документом области на предстоящее трехлетие. Закон о бюджете Астраханской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов был принят на заседании 22 декабря 2020 года. Основные показатели на следующий год: доходы – 51,5 млрд рублей, расходы – 54,6 млрд рублей, дефицит – 3,1 млрд рублей. Ко второму чтению были учтены и рекомендации депутатского корпуса. В частности, увеличены субсидии и субвенции муниципальным образованиям. Из местных бюджетов средства будут направлены на организацию горячего питания для школьников, ликвидацию ветхого аварийного жилья, сферу культуры и образования. Нашла отражение в бюджете рекомендация депутатов о выделении средств на функционирование двух новых госпиталей для больных новой коронавирусной инфекцией. Продолжалась работа по совершенствованию законодательства в сфере экономики и налоговой политики. С 1 января 2021 года отменен специальный налоговый режим – единый налог на вмененный доход (далее – ЕНВД). Альтернативными режимами без существенного повышения налоговой нагрузки являются упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, патентная система налогообложения, налог на профессиональный доход.
Были приняты законы, позволяющие бизнесменам более комфортно перейти с ЕНВД на другой режим. Продлено действие налоговых каникул для впервые зарегистрированных предпринимателей. Для семей расширены меры поддержки, которая оказывается в рамках социального контракта. Это специальный договор, который заключается между органами социальной защиты и гражданином. Благодаря соцконтракту можно пройти переобучение, повысить квалификацию, стать предпринимателем, устроиться на работу, получить поддержку в трудной жизненной ситуации.