Астраханские законодатели в дистанционном режиме рассмотрели более 25 вопросов
На заседании Думы Астраханской области, которое по распоряжению спикера Игоря Мартынова прошло 16 сентября в дистанционном режиме, рассмотрено более 25 вопросов. В их числе изменения в закон о бюджете, закон об административных правонарушениях и ряд других региональных законов.
Одним из основных вопросов повестки дня стало подведение итогов работы шестого созыва. В подготовленной информации обозначено, что в шестом созыве состоялось 71 заседание Думы, принято 577 законов Астраханской области, 2914 постановлений.
По сферам правого регулирования принятые в течение шестого созыва законы Астраханской области распределяются следующим образом:
- законы, регулирующие правоотношения в сфере государственного устройства и местного самоуправления, – 36 %;
- законы, регулирующие правоотношения в сфере экономики, бюджетной, финансовой и налоговой политики, – 31 %;
- законы, регулирующие отношения в сфере социальной политики, – 15%;
- законы, регулирующие правоотношения в сфере аграрно-продовольственной, промышленной политики, природопользования, строительства, ЖКХ, – 36 %.
В шестом созыве, как и прежде, деятельность Думы была направлена на сохранение социальной стабильности в регионе, повышение качества жизни граждан, обеспечение социальных гарантий. Важной составляющей работы являлась реализация мероприятий, обозначенных в указах Президентах Российской Федерации, национальных и региональных проектах.
Деятельность Думы также была направлена на создание условий для социально-экономического развития региона и поиск эффективных мер по наполнению областного бюджета. Совершенствовались законы, регулирующие бюджетный процесс, сферу межбюджетных отношений. Был принят пакет мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, которое серьезно пострадало в период коронавирусных ограничений.
В 2020 году Президент Российской Федерации Путин В.В. выступил с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации, в котором озвучил инициативы по изменению Конституции. Были разработаны и внесены изменения в Конституцию Российской Федерации, что повлекло за собой необходимость корректировки региональной правовой базы. В связи с принятыми поправками корректировались Устав Астраханской области, законы, регулирующие правоотношения в сфере государственного устройства.
На протяжении созыва своевременная оценка качества и эффективности областной правовой базы проводилась с применением инструментов депутатского контроля – круглых столов, «правительственного часа», заслушивания информации об исполнении законов на заседаниях комитетов, в том числе выездных, консультаций с представительными органами местного самоуправления. Эта работа способствовала росту законотворческой активности депутатов.
Для повышения качества законодательной работы был принят Закон Астраханской области «О парламентском контроле», утвержден в новой редакции Регламент Думы.
Стоит отметить, что в 2020 году работа парламента претерпела существенные изменения: впервые в истории высшего законодательного органа Астраханской области введена возможность проведения заседаний Думы, комитетов и комиссий Думы, Совета Думы в дистанционном режиме. Это было связано с ограничениями в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции.
В отчетном периоде осуществлялось конструктивное взаимодействие и тесное сотрудничество Думы с Федеральным Собранием Российской Федерации. Думой было разработано порядка 30 законодательных инициатив. В Государственную Думу было внесено девять законопроектов, один из них стал законом. Направлено 47 обращений к органам государственной власти Российской Федерации.
В шестом созыве для расширения способов вовлечения граждан в решение вопросов государственного значения был модернизирован официальный сайт Думы. В 2021 году функционал сайта был усовершенствован: у авторизованных пользователей появилась возможность оставлять комментарии под каждым законопроектом, находящимся на рассмотрении парламента.
На заседании внесены изменения в основной финансовый документ региона. Корректировка доходной и расходной частей бюджета на 2021 год проведена в сторону увеличения. Доходы увеличены на 6 558,6 млн рублей и составили 61 578,1 млн рублей. Порядка 3 миллиардов – это безвозмездные поступления. Также уточнены налоговые и неналоговые доходы. Расходы увеличены на 6 697,2 млн рублей в целях выполнения расходных полномочий области и составили 65 589,1 млн рублей.
В двух чтениях на заседании приняты изменения, касающиеся наименований муниципальных и наделения их статусом сельского, городского поселения, городского округа, муниципального района. Документ разработан согласно требованиям к наименованиям муниципальных образований, предусмотренным в 2019 году федеральным законом. На территории Астраханской области расположено 141 муниципальное образование, из них 2 городских округа, 11 муниципальных районов, 128 поселений (11 городских и 117 сельских).
В соответствии с рекомендациями Министерства юстиции Российской Федерации проектом предлагается установить следующие наименования муниципальных образований:
для муниципального образования «Город Астрахань» – муниципальное образование «Городской округ город Астрахань»;
для муниципального образования «ЗАТО Знаменск» – муниципальное образование «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области»;
для муниципальных образований, обладающих статусом муниципального района, – муниципальное образование «Наримановский муниципальный район Астраханской области» (все остальные – по аналогии);
для муниципальных образований, обладающих статусом городского поселения, – муниципальное образование «Городское поселение город Харабали Харабалинского муниципального района Астраханской области» (все остальные – по аналогии);
для муниципальных образований, обладающих статусом сельского поселения, – муниципальное образование «Сельское поселение поселок Винный Володарского муниципального района Астраханской области» (все остальные – по аналогии).
Изменения вступят в силу с 01.01.2022.
Введен новый вид административной ответственности в сфере благоустройства территории поселений (городских округов), установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Речь идет о правонарушениях, связанных со сбором, складированием и (или) временным хранением мусора, порубочных остатков деревьев, кустарников, а также листвы и других остатков растительности на территориях общего пользования населенных пунктов Астраханской области вне мест, специально отведенных для этого органами местного самоуправления поселений и городских округов региона. Суммы штрафов для граждан составят от 500 до 2 000 рублей, должностных лиц – от 3 000 до 10 000 рублей, юридических лиц – от 20 000 до 40 000 рублей.
Еще одно изменение в закон об административных правонарушениях коснулось ответственности за непредставление в установленный законодательством Астраханской области срок ответа на депутатский запрос, а также на иное обращение депутата Думы Астраханской области. Непредставление руководителем или должностным лицом в установленный срок ответа в письменной форме на депутатский запрос или запрос документов и материалов влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей. Это, конечно, не коснется случаев, когда в запрашиваемых документах содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Составление протоколов об административных правонарушениях возложено на комиссию по Регламенту и депутатской этике.
Внесены изменения в закон о мерах социальной поддержки. Законопроект разработан в целях уточнения мер социальной поддержки для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Инициатором выступил глава региона Игорь Бабушкин. Предлагается впервые предусмотреть денежную компенсацию полной стоимости затрат на обучение данной категории детей за счет областного бюджета за некоторые виды обучения. Бесплатно за счет бюджета дети-сироты смогут получить:
1) обучение на подготовительных отделениях в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
2) второе среднее профессиональное образование по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
3) однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения.
В первом чтении принят закон, направленный на регулирование отдельных вопросов молодежной политики и государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений в Астраханской области. Данный законопроект разработан в целях реализации федерального закона о молодежной политике, принятого в 2020 году. Региональным законом, в частности, определяются направления реализации молодежной политики; полномочия Думы Астраханской области, Правительства региона и уполномоченного органа в сфере молодежной политики; организация мониторинга реализации молодежной политики. Также там отражены права молодежных и детских объединений, государственная поддержка молодежных и детских объединений и их проектов (программ), формирование и ведение реестра молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой. Меры государственной поддержки предусматриваются в рамках государственных программ, включающих мероприятия в сфере молодежной политики. Общая концепция депутатами поддержана.
Принят проект постановления «О Плане противодействия коррупции в Думе Астраханской области на 2021–2024 годы». Его автором выступил спикер Игорь Мартынов. Документ разработан в соответствии с Указом Президента РФ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы» и Законом Астраханской области «О противодействии коррупции в Астраханской области». В план включены, в частности, подготовка и принятие соответствующих нормативно-правовых актов, проведение антикоррупционной экспертизы проектов законов и постановлений Думы, участие госслужащих в мероприятиях по профессиональному развитию в области противодействия коррупции, своевременное и полное размещение информации о Думе в том числе, в разделе «Противодействие коррупции» на официальном сайте регионального парламента.