Парламентарии Астрахани поддержали изменения общих принципов публичной власти
На заседании комитета по законотворческой деятельности Думы Астраханской области депутаты поддержали проект федерального закона, направленный на реализацию положений Конституции Российской Федерации о единой системе публичной власти, а также на совершенствование организации публичной власти в субъектах РФ. Авторы законопроекта «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» - Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас и депутат Государственной Думы Павел Крашенинников.
Законопроектом совершенствуются механизмы организации и взаимодействия органов публичной власти, действующих на территории субъектов РФ (федеральных, региональных, муниципальных). Продолжает выстраиваться модель единой системы публичной власти. Определяются основы участия органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте РФ, в решении задач местного самоуправления.
Указывается, что систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют законодательный орган субъекта, высшее должностное лицо субъекта, высший исполнительный орган субъекта, иные органы государственной власти субъекта, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Корректируется система региональных органов власти и совершенствуется их взаимодействие. Закрепляется, что высшее должностное лицо субъекта является «Главой» с дальнейшим указанием наименования субъекта РФ. Указывается, что глава субъекта РФ осуществляет руководство исполнительной властью в регионе, определяет систему и структуру региональных исполнительных органов.
В целях обеспечения стабильности системы публичной власти срок полномочий главы региона и законодательного органа субъекта РФ устанавливается 5 лет (сейчас срок их полномочий определяется регионом, но не может превышать 5 лет). Такой же срок исполнения полномочий установлен для депутатов законодательного органа субъекта.
Законопроектом предусмотрено, что все региональные депутаты замещают государственные должности субъекта РФ – независимо от того, работают они на постоянной основе или без отрыва от основной деятельности. По аналогии с депутатами Государственной Думы и муниципальными депутатами предлагается механизм ответственности для региональных депутатов в виде предупреждения, освобождения от должности в региональном парламенте. Запрет на занятие иной оплачиваемой деятельностью установлен только для тех, кто работает на профессиональной основе. Исключена норма о том, что депутатам, избранным в составе списков кандидатов, должно быть предоставлено право замещать руководящие должности в законодательном органе государственной власти субъекта РФ. Установлена обязанность депутата уведомлять комиссию и органы прокуратуры в порядке, предусмотренном федеральным законом, обо всех случаях обращения к нему лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений в срок не позднее пяти дней со дня соответствующего обращения
В целях унификации законодательной процедуры вводится специальная статья о порядке внесения регионами законопроектов в Государственную Думу. В целях оптимизации законодательного процесса законопроектом также предлагается уменьшить срок рассылки ГД в регионы проектов федеральных законов по предметам совместного ведения. Так, предлагается установить срок рассылки законопроектов до первого чтения продолжительностью 15 дней (сейчас он составляет 30 дней).
Кроме того, законопроектом предусмотрены нормы, направленные на повышение эффективности деятельности уровней публичной власти. Предусмотрена возможность дистанционного взаимодействия органов публичной власти, дистанционного участия в заседаниях законодательного органа субъекта. Закреплено, что органы публичной власти региона обеспечивают доступ населения к информации о своей деятельности.
Предусматривается, что основная часть положений законопроекта вступает в силу с 1 июня 2022 года. Отдельные главы (в том числе, общие положения, нормы о сроке рассылки законопроектов и о государственном контроле) вступают в силу со дня официального опубликования закона. Главы 7 и 8, регулирующие полномочия субъектов РФ и определяющие экономическую основу их деятельности, вступают в силу с 1 января 2023 года.
На заседании комитета проект федерального закона был поддержан. Направлен положительный отзыв.