Выступление Председателя Государственного Совета Республики Крым Владимира Константинова на торжественном собрании, посвященном Дню Конституции Российской Федерации
Сегодня мы празднуем День Конституции Российской Федерации. День рождения Основного Закона страны, на котором базируется вся её политико-правовая система вот уже 26 лет.
Это далеко не мировой рекорд. Но в условиях, сложившихся после распада СССР, это солидный срок, работающий на политическую стабильность страны, на уверенность в завтрашнем дне, на предсказуемость нашего дальнейшего развития. Далеко не все государства, образовавшиеся на развалинах Советского Союза, могут всем этим похвастаться.Напомню, что именно в момент принятия Конституции в далёком 1993 году Россия оказалась на краю пропасти, в шаге от своего территориального развала и полноценного гражданского конфликта.
Ещё несколько лет страна балансировала у этого края, пережила две чеченские войны и дефолт.
Но у политической элиты и у гражданского общества России оказалось достаточно выдержки и политической мудрости для того, чтобы удержаться от рокового шага, остановиться, а затем — начать поступательное движение, направленное на возрождение страны, её мощи и влияния в мире.
При этом удалось удержаться от соблазна переписывать текст Основного Закона, подгоняя его под меняющиеся обстоятельства, под того или иного политического деятеля.
Когда содержание главного политико-политического документа страны подвергается подобным манипуляциям, он становятся похож на решето, сквозь которое со временем из политической системы вытекает вся её легитимность.
А потом - начинает рассыпаться сама политическая система. Этой незавидной участи России удалось избежать.
В момент принятия Основного Закона Российской Федерации, мы с вами вынуждены были наблюдать за этим процессом только со стороны. В силу ряда исторических недоразумений Крым тогда оказался вне российских границ.
Крымчане сумели предельно демократично и законно с этими недоразумениями покончить.
И теперь в российской Конституции есть строки, вписанные в этот документ нами, крымчанами! Это строки, свидетельствующие о том, что Крым является неотъемлемой составной частью России. Они закрепляют наш статус субъекта Российской Федерации раз и навсегда!
Такова политическая воля, выраженная крымчанами на референдуме 16 марта 2014 года, поддержанная руководством и народом России.
Крымчане доказали всему миру, насколько велика их политико-правовая культура, вернувшись домой, в Россию, в результате ряда последовательных правовых процедур, опираясь на республиканское и российское законодательство, на положения и прецеденты международного права.
Это стало возможным благодаря той политической школе, которую прошла наша республика, наше региональное сообщество, в течение всего постсоветского периода.
Ведь все 23 года нашего пребывания в составе независимой Украины мы пытались грамотно и точно оформить условия нашего нахождения в границах этого государства. И делали это не на майданах, а в ходе конституционного и переговорного процесса.
Крымская Конституция 1992 года стала документом, отражающим наши собственные представления о том, какой должна быть наша государственность в условиях распада СССР.
Ведь в ходе референдума 20 января 1991 года Крым заявил о своём статусе субъекта Союза ССР и участника Союзного договора. В формулировке вопроса, на который мы отвечали 20 января, не было ни слова об Украине.
Тем не менее, мы были готовы договариваться с Киевом о разграничении полномочий и соблюдении взаимных интересов.Но Киев, поправ все демократические принципы и данные нам обязательства, растоптал наш Основной Закон, а вместе с ним - практически всё республиканское законодательство.В 1998 году мы разработали новый текст республиканской Конституции, который являлся попыткой установления компромисса с Украиной, содержал существенные уступки с нашей стороны.Но наиболее оголтелой части украинского правящего класса и этого было недостаточно.Они добивались нашего полного отказа от каких-либо условий, игнорировали региональные особенности Крыма, культурные потребности крымчан. От нас требовали не компромисса, а полной и безоговорочной капитуляции.Правовой нигилизм в отношении нашей республики стал обычной практикой Киева.
Кстати, сравните эту позицию Киева в отношении Крыма с тем, как современные украинские власти относятся к притязаниям на особый статус республик Донбасса.
Сменилось поколение украинских политиков, целая череда президентов проследовала сквозь резиденцию на Банковой, но все они продолжают носиться с одной-единственной моделью Украины — как жёстко унитарного государства, враждебно реагирующего на любые поползновения в сторону федерализма. Дурная преемственность украинской региональной политики налицо. Она уже привела Украину к потере Крыма, но, похоже, этот урок всё ещё не усвоен, разумные выводы из него так и не сделаны.Ни одно из обязательств Киева в отношении нашей республики не сопровождалось строгим его исполнением.
Впрочем, точно также относились на Украине и к собственному законодательству.
Именно в этом апофеозе правового нигилизма верхов и своеобразного «праздника непослушания» в исполнении украинских граждан - истоки майданов, государственных переворотов и стремительного разрушения всей украинской политической системы, заключительную фазу которой мы сейчас наблюдаем.Похожий стиль нынешние киевские власти пытаются перенести и на свои международные обязательства, ярчайшим примером чего является их позиция по поводу Минских соглашений.
Что только они с ними не вытворяют: читают задом-наперёд, справа-налево, по вертикали, по диагонали — только не так, как они на самом деле написаны.
Мы с вами хорошо знаем, в какой ничтожный документ они превратили свой Основной Закон, с которым обходились также небрежно и произвольно.
Теперь же они пытаются точно также обесценить подписанный ими документ, одобренный странами-гарантами минского процесса и Советом Безопасности ООН. Это ещё раз было подтверждено 10 декабря в Париже, во время последнего саммита Нормандского формата.
Но, похоже, период, когда европейские лидеры относились к представителям Украины как к избалованным детям, которым готовы были прощать всякого рода шалости, подошёл к концу.
В Париже мы могли наблюдать, как президент Украины оказался в роли нерадивого ученика, ужимки и кривляния которого не берутся в расчёт строгими экзаменаторами.
В итоге — ученику назначена переэкзаменовка через четыре месяца. Посмотрим, пойдёт ли ему эта пауза впрок…
Кстати, следует заметить, что Запад вообще непостоянен в своих симпатиях к «юным дарованиям», появляющимся на политическом небосклоне. Вспомните, как там носились с самопровозглашённым «президентом Венесуэлы» Гуайдо. И что теперь?
Почти полное забвение. И только на прошлой неделе в прессе мелькнуло короткое сообщение, в котором между прочим говорится, что президент Соединённых Штатов Дональд Трамп перестал верить в возможности Хуана Гуайдо.
Наигрались с Гуайдо, его сменили другие игрушки. Теперь, похоже, лидеры Запада наигрались и с Зеленским. По крайней мере, в Париже к его персоне прежнего интереса не наблюдалось.
Такая переменчивость Запада к разного рода второстепенным и третьестепенным политическим фигурам не так уж и важна: мало ли у кого какие увлечения.
Гораздо опаснее, что такое же непостоянство его лидеры демонстрируют в отношении положений международного права. Скажем, мы, провозглашая свой выход из состава Украины, ссылались на прецедент Косова.
И никто не в состоянии объяснить, почему Косово можно было выйти из состава Сербии, опираясь на простое решение парламента, а нам из состава Украины, на основе всенародного волеизъявления — нельзя?
Всё это напоминает футбольный матч, когда судья фиксирует малейшие нарушения со стороны одной команды, а грубую игру их противника — не замечает.
Обычно так бывает, когда честно, без помощи судьи, победить своего противника не получается. Именно так обстоит дело в современном мире со стороны так называемых «наших партнёров» в отношении России.Кстати, спортивная терминология не случайна. Она навеяна новой наглой и грубой атакой на наш спорт.Похоже, и на спортивных площадках «нашим партнёрам» надоело регулярно проигрывать представителям нашей страны, а российские Гимн и Флаг вводят в паническое состояние русофобов, свивших своё гнездо в органе современной спортивной инквизиции под названием ВАДА.Уверен, что все эти попытки остановить Россию, наказать её за самостоятельный курс, за выбор Крыма, за поддержку Донбасса — вскоре полопаются, как мыльные пузыри. Необходимо только твёрдо следовать своим путём, проявлять присущие нашему народу выдержку и терпение.
Дорогие друзья! Нам с вами, нашему поколению крымчан, выпала честь и огромная ответственность сделать исторический выбор - определить место Крыма, его государственную принадлежность, политический статус.
При этом мы не только выполняли волю наших отцов и дедов, завещавших нам вернуть Крым в Россию.
Мы сделали выбор за себя и за последующие поколения крымчан, которым жить на этой земле после нас.
Каждый год, каждый день, прожитый нами после этого исторического выбора, убеждает нас в его правильности.
В рамках Основного Закона Российской Федерации мы успешно развиваемся и строим Крым нашей мечты. Мы уверены в том, что никто завтра не начнёт отменять пачками законы Республики Крым, никто не оспорит полномочий её законно избранных органов и представителей, никто не станет навязывать нам на каком языке говорить или думать, каких героев чтить, кому и как молиться.
От посягательств на наше право выбора по всем этим и многим другим вопросам мы защищены российской Конституцией.
Мы, граждане Российской Федерации, готовы сделать всё от нас зависящее для её процветания и безопасности. И это — не просто наша конституционная обязанность. Это — веление нашего крымского сердца.