Рекомендации парламентских слушаний по проекту закона Республики Крым

Рекомендации парламентских слушаний по проекту закона Республики Крым "О бюджете Республики Крым на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"

25 ноября 2019 года                                                                                               город СимферопольРассмотрев и обсудив параметры бюджета Республики Крым на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, участники парламентских слушаний отмечают следующее. Проект закона Республики Крым "О бюджете Республики Крым на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее — законопроект) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации с учетом Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года, Основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, одобренных распоряжением Совета министров Республики Крым от 28 октября 2019 года № 1301-р, Прогноза социально-экономического развития Республики Крым на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, одобренного распоряжением Совета министров Республики Крым от 28 октября 2019 года № 1302-р, государственных программ (проектов государственных программ, проектов изменений в государственные программы) Республики Крым и национальных проектов, сформирован с учетом необходимости продолжения реализации мер, направленных на ограничение уровня государственного долга и дефицита бюджета Республики Крым, в том числе в рамках Программы оздоровления государственных финансов Республики Крым на 2018–2020 годы, утвержденной распоряжением Совета министров Республики Крым от 28 сентября 2018 года № 1157-р. Приоритетными направлениями при подготовке законопроекта определены: рост налоговых поступлений, оптимизация и приоритизация расходов бюджета Республики Крым, ограничение бюджетного дефицита, совершенствование управления долговыми обязательствами, поддержание сбалансированности местных бюджетов, повышение открытости и прозрачности бюджетных данных. Бюджетная политика на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов направлена на повышение уровня и качества жизни населения, модернизации экономики, инфраструктуры и государственного управления в сфере межбюджетных отношений, на дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений как стимула для более эффективного использования бюджетных средств в муниципальных образованиях Республики Крым, укрепления экономической основы органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым. В Республике Крым осуществляется реализация мероприятий в рамках 11 национальных проектов и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры, утверждены паспорта 49 региональных проектов. Перечень государственных программ Республики Крым утвержден распоряжением Совета министров Республики Крым от 13 сентября 2019 года № 1160-р и предусматривает реализацию с 1 января 2020 года 35 государственных программ Республики Крым, в рамках которых будут реализовываться 70 подпрограмм. Данные документы стали основным инструментом бюджетного планирования на период 2020-2022 годов. Основными целями налоговой политики Республики Крым на 2020-2022 годы являются сохранение устойчивого роста доходов бюджета Республики Крым для обеспечения его сбалансированности, определенность условий ведения бизнеса и создание условий для инвестиционной привлекательности региона. Приоритетными задачами при формировании регионального бюджета в рамках реализации майских указов Президента Российской Федерации 2012 года остаются: повышение оплаты труда работников в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания; ежегодная индексация заработной платы категорий работников бюджетной сферы, которые не подпадают под действие майских указов Президента Российской Федерации 2012 года; оказание мер социальной поддержки отдельным категориям граждан с учетом принципа адресности и нуждаемости. Важным аспектом развития Республики Крым остается реализация федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 790. В рамках федеральной целевой программы продолжится финансовое обеспечение как ранее начатых (переходящих) работ по объектам федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", так и на развитие региональной сети и муниципальных сетей автомобильных дорог общего пользования, межпоселковых газопроводов и уличных распределительных сетей, развитие инфраструктуры системы дошкольного, общего и дополнительного образования, создание спортивной инфраструктуры и материально-технической базы для занятий физической культурой и массовым спортом, эффективное использование туристско-рекреационного потенциала. Законопроект сформирован на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Республики Крым на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, который соответствует Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, утвержденной Законом Республики Крым от 9 января 2017 года № 352-ЗРК/2017, и предполагает приближение к уровню социально-экономического развития по Южному федеральному округу. Объем валового регионального продукта Республики Крым за 2018 год предварительно оценивается в 415,9 млрд. рублей. В 2019 году ожидается относительный прирост валового регионального продукта в сопоставимых ценах на 5,3 %, что обусловлено ожидаемым ростом промышленного производства, строительной и транспортной отрасли, ростом товарооборота. В прогнозируемом периоде на 2020-2022 годы ожидается постепенный рост валового регионального продукта в 2020 году - на 4,8 %, 2021 году - на 4,3 %, в 2022 году - на 3,2 %, который будет обеспечен за счет роста базовых отраслей экономики (агропромышленный комплекс, санаторно-курортный и туристический сектор, промышленность, транспорт), развития экспортно-ориентированных предприятий, реализации крупных инвестиционных проектов, строительства крупных инфраструктурных объектов. Именно эти задачи были определены Главой Республики Крым Аксёновым С. В. базовыми для выполнения сформированного плана работы Правительства Республики Крым на 5 лет. До 2022 года прогнозируется рост объемов инвестиций по базовому сценарию: 2020 год - 238,5 млрд. руб., 2021 год - 233,4 млрд. руб., 2022 год - 235,7 млрд. руб. Базой для достижения этих показателей является сохранение высокой инвестиционной активности в регионе, активная и планомерная работа органов власти по созданию благоприятного инвестиционного климата, в том числе необходимо предусматривать финансирование мероприятий по модернизации объектов энергосистемы для снятия ограничения темпов роста в связи с дефицитом пропускной способности электрических сетей и подстанций. Основной целью выполнения этих показателей является создание не менее 13,3 тыс. рабочих мест в планируемом трехлетнем периоде. Прогнозируется положительная динамика по таким макропоказателям, как: рост производительности труда в 2020 году составит 1,9 %, в 2021 году – 2,9 %, в 2022 году – 3,0 %; ежегодный рост реальных располагаемых денежных доходов населения на 2,5 %; снижение уровня безработицы в 2020 году до 5,9 %, в 2021 году – до 5,8 %, в 2022 году – до 5,7 % (в 2019 году составляет 6,0 %). Общий объем доходов и расходов бюджета Республики Крым на 2020 год составляет в сумме 183,3 млрд. рублей, на 2021 год - 162,1 млрд. рублей; на 2022 год – 176,2 млрд. рублей. Планирование трехлетнего бюджета Республики Крым осуществлено без дефицита. Участники парламентских слушаний отмечают, что проект бюджета Республики Крым на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов по доходам реален к исполнению при условии достижения показателей прогноза социально-экономического развития Республики Крым на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, обеспечения устойчивого наращивания темпов роста производства предприятиями основных отраслей экономики и улучшения ими расчетов с бюджетом, а также продолжения работы по детенизации экономики и снижения задолженности в бюджет. В разрезе функциональной классификации расходов наибольший объем в 2020 году планируется направить на: национальную экономику – 87,3 млрд. руб., или 47,6 % от общего объема запланированных расходов на 2020 год; образование – 29,4 млрд. руб., или 16,1 %; социальную политику – 27,3 млрд. руб., или 14,9 %; здравоохранение – 12,1 млрд. руб., или 6,6 %; жилищно-коммунальное хозяйство – 11,5 млрд. руб., или 6,3 %; общегосударственные вопросы – 4,3 млрд. руб., или 2,3 %; культуру и кинематографию – 3,8 млрд. руб., или 2,1 %; физическую культуру и спорт – 3,0 млрд. руб., или 1,6 %; межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации – 1,9 млрд. руб., или 1,1 %. На долю остальных отраслей экономики приходится – 2,7 млрд. руб., или 1,4 % от общего объема запланированных расходов на 2020 год. Безусловным приоритетом бюджетной политики Республики Крым по-прежнему остается сохранение социальной направленности бюджета Республики Крым и адресности предоставления мер социальной поддержки. Расходы на реализацию социальной политики составили 27,3 млрд. рублей, что больше аналогичного утвержденного планового показателя 2019 года на 2,1 млрд. рублей, или на 8,1 %, которые планируется направить на: социальное обеспечение населения – 15,9 млрд. рублей; охрану семьи и детства – 8,1 млрд. рублей; социальное обслуживание населения – 2,2 млрд. рублей; пенсионное обеспечение – 113,7 млн. рублей; другие вопросы в области социальной политики – 920,9 млн. рублей. Расходы на образование планируются в сумме 29,4 млрд. рублей, что больше аналогичного утвержденного планового показателя 2019 года на 339,0 млн рублей, или на 1,2 % (29,1 млрд. рублей), которые планируется направить на: общее образование – 16,5 млрд. рублей; дошкольное образование – 7,7 млрд. рублей; среднее профессиональное образование – 2,7 млрд. рублей; высшее образование – 520,5 млн. рублей; другие вопросы в области образования – 845,6 млн. рублей; иные направления отрасли образования (дополнительное образование детей, молодежная политика) – 1,1 млрд. рублей. По итогам проведения дней Государственного Совета Республики Крым в регионах республики выявлено, что на сегодняшний день ряд социально-значимых объектов, имеющих общественно значимый характер и требующих финансирования капитальных затрат, не включены в мероприятия государственных программ Республики Крым. По итогам посещений 5 регионов Черноморского, Красногвардейского, Раздольненского, Симферопольского и Джанкойского районов даны рекомендации по 20 объектам образования, 7 объектам здравоохранения, 13 объектам культуры. Встречи с избирателями позволили выявить ряд проблемных вопросов распределения объема финансирования на приведение автомобильных дорог в нормативное состояние. Участники парламентских слушаний считают необходимым сосредоточить усилия органов власти и муниципальных образований Республики Крым на разрешении выявленных проблемных вопросов развития регионов в целях повышения уровня и качества жизни населения Республики Крым. 1. Государственному Совету Республики Крым рассмотреть проект закона Республики Крым "О бюджете Республики Крым на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", внесенный Главой Республики Крым Аксёновым С. В., на очередном заседании Государственного Совета Республики Крым. 2. Комитету Государственного Совета Республики Крым по бюджетно-финансовой, инвестиционной и налоговой политике: обобщить поступившие замечания и предложения по проекту закона Республики Крым "О бюджете Республики Крым на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и направить их в Совет министров Республики Крым для рассмотрения и внесения предложений по их реализации; при подготовке проекта закона Республики Крым "О бюджете Республики Крым на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" ко второму чтению: предусмотреть уточнение его параметров в соответствии с законом о федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов; предусмотреть расходы на межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований Республики Крым – победителям ежегодного конкурса "Лучшее сельское поселение Республики Крым" в сумме 5,0 млн. рублей. 3. Совету министров Республики Крым: 3.1. Рассмотреть поступившие замечания и предложения по проекту закона Республики Крым "О бюджете Республики Крым на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и внести предложения по их реализации. 3.2. Поручить министерствам, государственным комитетам Республики Крым совместно с администрациями муниципальных образований Республики Крым рассматривать в течение 2020 года проблемные вопросы развития регионов Республики Крым, предложения по финансированию объектов и мероприятий, поступившие по итогам проведения дней Государственного Совета Республики Крым в муниципальных образованиях, принимать меры по решению проблемных вопросов, а также в ходе исполнения бюджета Республики Крым в 2020 году вносить предложения по финансированию этих объектов и мероприятий. 3.3. В процессе исполнения бюджета Республики Крым в 2020 году при подготовке проектов законов Республики Крым "О внесении изменений в Закон Республики Крым "О бюджете Республики Крым на 2020 год и на плановый период на 2021 и 2022 годов" рассмотреть возможность: 1) включения дополнительных расходов на социально-значимые мероприятия, представленных Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и направленных на обеспечение безопасности в образовательных организациях, замену оконных блоков, ремонт кровель в образовательных и дошкольных организациях Республики Крым в сумме 1300,0 млн. рублей, закупку технологического оборудования для пищеблоков, оборудования для медицинских кабинетов в образовательных и дошкольных организациях Республики Крым; 2) дополнительного финансирования мероприятий, направленных на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, жилыми помещениями; 3) увеличения объема бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы Республики Крым "Доступная среда", утвержденной Постановлением Совета министров от 15 апреля 2016 года № 154; 4) финансирования дополнительной потребности на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек (программы "Земский доктор", "Земский фельдшер"), и выделения бюджетных ассигнований на дополнительные региональные меры социальной поддержки отдельных категорий медицинских работников; 5) выделения средств на оснащение, модернизацию, капитальный ремонт и строительство новых модульных фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий в Республике Крым в целях увеличения поддержки первичного звена здравоохранения; 6) выделения дополнительных средств на капитальный ремонт, строительство модульных или быстровозводимых домов культуры (отдавая приоритет комплексному решению с учетом отопления, оснащения и благоустройства территории сельских клубов и домов культуры); 7) увеличения объема бюджетных ассигнований по Министерству промышленной политики Республики Крым на мероприятие "Регулярные целевые поступления некоммерческой организации "Крымский региональный фонд развития промышленности" Государственной программы Республики Крым "Развитие промышленного комплекса", утвержденной Постановлением Совета министров Республики Крым от 12 декабря 2017 года № 665; 8) выделения дополнительных средств на проведение капитального ремонта общежитий, а также жилых зданий, нежилых зданий, жилых домов, многоквартирных домов, использовавшихся до 21 марта 2014 года в качестве общежитий, на территории Республики Крым; 9) включения дополнительных расходов на социально-значимые мероприятия, представленные Государственным комитетом по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым, по субсидиям бюджетам муниципальных образований Республики Крым; 10) включения дополнительных расходов на социально значимое мероприятие, представленное Государственным комитетом по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым, на строительство берегоукрепительных сооружений на р. Салгир в с. Заречном Симферопольского района для обеспечения безаварийного прохождения паводковых вод по руслу реки Салгир, защиты социально значимых объектов (школа, детский сад) и жилых застроек от подтопления; 11) финансирования дополнительной потребности на разработку проектов округов горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей, обустройство новых туристских маршрутов, создание единой информационной базы туристской маршрутной сети Крыма; 12) финансирования дополнительной потребности на организацию оздоровления и отдыха детей Республики Крым, требующих особого внимания и поддержки; 13) финансирования дополнительной потребности на обеспечение мероприятий по развитию зимних видов спорта в Республике Крым, содержание спортивных школ, содержание центров спортивной подготовки; 14) выделение бюджетных ассигнований Министерству юстиции Республики Крым на софинансирование переданных полномочий Российской Федерации по государственной регистрации актов гражданского состояния, на субвенцию бюджетам муниципальных образований на осуществление отдельных государственных полномочий Республики Крым в области обеспечения гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи, в том числе по выдаче направлений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; 15) выделения бюджетных ассигнований Министерству чрезвычайных ситуаций Республики Крым на завершение создания региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Республики Крым (РАСЦО) с элементами комплексной системы электронного оповещения населения Республики Крым (КСЭОН), проведение работ по проектированию аппаратно-программного комплекса "Безопасный город"; 16) финансирования в рамках реализации Государственной программы "Профилактика преступности и правонарушений в Республике Крым", утвержденной Постановлением Совета министров Республики Крым от 8 ноября 2016 года № 533, мероприятий, направленных на изготовление и трансляции телевизионных роликов и фильмов по профилактике незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов; 17) увеличения объемов финансирования работ по ликвидации несанкционированных свалок отходов за границами населенных пунктов муниципальных образований республики; 18) финансирования дополнительной потребности на проведение капитального ремонта архивных помещений Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым; 19) финансирования дополнительных расходов на модернизацию объектов агропромышленного комплекса, поддержку кооперации и личных подсобных хозяйств; 20) выделения бюджетных ассигнований на дополнительные расходы Государственному комитету по охране культурного наследия Республики Крым на мероприятия по установлению зон охраны объектов культурного наследия на территории Республики Крым. 3.4. Обеспечить принятие Прогноза социально-экономического развития Республики Крым на долгосрочный период. 3.5. Принять действенные меры по достижению плановых значений целевых показателей (индикаторов) государственных программ Республики Крым. 3.6. Привести в соответствие цели, задачи, показатели (индикаторы) государственных программ Республики Крым целям, показателям документов стратегического планирования в соответствующей сфере деятельности и прогнозу социально-экономического развития Республики Крым на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. 3.7. Провести исчерпывающий комплекс мер и мероприятий по исполнению Прогнозных планов (программ) приватизации государственного имущества Республики Крым. 3.8. Обеспечить приведение государственных программ Республики Крым в соответствие с законом Республики Крым "О бюджете Республики Крым на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов". 3.9. Принять действенные меры по обеспечению реализации Региональной адресной инвестиционной программы и Плана капитального ремонта на 2020-2022 годы, а также недопущению образования и наращивания объемов незавершенного строительства. 3.10. Продолжить работу по наращиванию доходной базы бюджета, осуществлять мероприятия по оптимизации расходов бюджета и повышению эффективности бюджетных расходов, по снижению необоснованных и неэффективных расходов в целях обеспечения финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета Республики Крым и социально- экономического развития Республики Крым в финансовой и бюджетной сферах. 4. Аппарату Государственного Совета Республики Крым разместить настоящие рекомендации на официальном сайте Государственного Совета Республики Крым в сети Интернет и обеспечить их опубликование в газете "Крымские известия". Председательствующий на парламентских слушаниях в Государственном Совете Республики Крым, Председатель Государственного Совета Республики Крым                                                                                                   В. КОНСТАНТИНОВ