Отечественным туристическим платформам обеспечат приоритет перед западными агрегаторами

Отечественным туристическим платформам обеспечат приоритет перед западными агрегаторами

Депутаты Госдумы совместно с представителями Министерства экономического развития РФ, руководителями региональных министерств, представителями отраслевых общественных организаций и ведущих туристических агрегаторов обсудили регулирование цифровой туристической отрасли как ключевой системы развития и продвижения туристического потенциала Российской Федерации.

Площадкой для Парламентских слушаний «Цифровизация туризма в поисках правового баланса», организованных Комитетом по туризму и туристической инфраструктуре, стал V Российский туристический форум «Путешествуй!», который 10 июня открылся на ВДНХ и продлится до 15 июня. Заявленная тема форума в этом году - «Открой Россию».

Деловая часть форума началась с пленарной сессии, модераторами которой выступили Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко и Министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников.

Представители Правительства Российской Федерации выделили в своих выступлениях успех реализации Национального проекта «Туризм и гостеприимство», в рамках которого идёт масштабное формирование туристической инфраструктуры по всей стране. Подключены все регионы РФ и на ближайшие 3 года, как было озвучено, им будет выделено только на создание новых туристических маршрутов, навигацию и инфоцентры – 27 млрд рублей. Главная задача, поставленная руководителям на местах, - раскрыть собственный местный колорит.

В прошлом году Президент Российской Федерации Владимир Путин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, назвал развитие внутреннего туризма одним из приоритетов долгосрочной стратегии развития России. В приветственном слове к участникам Пятого форума «Путешествуй!» Владимир Владимирович сделал акцент на формировании конкурентоспособного туристического рынка, повышении качества предоставляемых услуг, подготовке квалифицированных кадров.

Тему конкуренции и качества рынка туристических услуг продолжил Министр экономического развития Максим Решетников: «Потенциал роста рынка внутреннего туризма большой, туристов хватит на всех. Но на первый план в конкуренции выходит умение грамотно, нестандартно подать свои местные особенности, колорит и фишки».

Каждый второй российский турист сегодня самостоятельно организует свой отдых. Информирование об услугах в туризме, а также их приобретение осуществляется в большинстве случаев через турагрегаторов. Платформенные решения создают условия для конкуренции и применяются при бронировании отелей, покупке туров и билетов, подборе маршрутов. Они дают возможность туроператорам и отельерам напрямую взаимодействовать с потребителем, динамически менять цены в зависимости от спроса и сезона, прогнозировать тренды туристических потоков по поисковым запросам. Мировой тренд – до 80% туристов подбирают и покупают тур продукты самостоятельно, используя для этих целей туристические платформы.

Несмотря на прогресс, отрасль сталкивается с различными проблемами в цифровом пространстве: верификацией информации, цифровым неравенством участников на глобальных и региональных платформах, безопасностью платежных систем. Поэтому цифровым туристическим платформам в нашей стране требуется отдельное законодательное регулирование.

В данный момент в Правительстве Российской Федерации идет рассмотрение проекта закона о платформенной экономике, который может быть внесен в Государственную Думу в ближайшее время. Предполагается, что он будет регулировать все существующие сегодня цифровые платформы. Принятие документа может оказать влияние не только на маркетплейсы, но и на развитие цифровых платформ в других отраслях, что вызывает закономерные вопросы у туристических агрегаторов, – анонсировал законопроект председатель Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев.

Экспертное сообщество считает логичным организацию регулирования цифровых платформ в виде двухзвенной структуры. Мы это назвали «принципом расчески», где ручка расчески – это закон о платформенной экономике, который должен регулировать общие принципы, а зубья – это отраслевые законы, которые будут учитывать специфику отрасли. Мне кажется, к туризму это абсолютно применимо, - поясняет председатель соорганизатора слушаний – Союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» Валерий Корнеев.

По оценке директора Ассоциации турагрегаторов Александра Брагина, специфика отрасли в более сложных цепочках взаимодействия участников, чем в маркетплейсах, где есть пункт выдачи заказов (ПВЗ), поставщик, платформа и потребитель. Также у турагрегаторов вызывает настороженность обязательство разрабатывать и контролировать стандарты выполнения услуг физическими лицами, которые могут быть экскурсоводами, владельцами гостевых домов и арендных квартир.

Российские турагрегаторы в основе своей являются «информационными витринами», получают комиссионное вознаграждение, не продавая потребителям собственных услуг. Нельзя заставлять агрегаторов отвечать за качество оказания услуг всех поставщиков: отелей, авиакомпаний, гидов, так как у них нет механизма контроля за этими процессами. Рейтингование поставщиков услуг на платформах, отзывы потребителей как раз и являются внедренным и популярным механизмом потребительского контроля, – уточняет Александр Брагин.

Мировой опыт регулирования цифровых платформ показывает разные подходы к требованиям. В Европе это комплексный закон, главная цель которого противостоять экспансии американских платформ. В Южной Корее и Китае в онлайн торговле законодательно ограничивают монополии.

Цифровые платформы стремятся уйти в серую зону из-за сложности с налогообложением. Есть примеры несправедливых условий сотрудничества между туристическими платформами и поставщиками услуг: гостиницами, гидами и иными поставщиками. Есть много кейсов, когда крупные доминирующие приложения в тех или иных регионах России не заинтересованы в развитии определенных сфер туризма, которым очень сложно выйти на потребителя. И игроки небольшого масштаба вынуждены самостоятельно разрабатывать сайты, системы бронирования, – говорит директор АНО «Цифровые платформы» Арсений Щельцин.

Эксперт считает актуальным вопрос ответственности за подлинность информации о туристических объектах на платформах. Например, на букинге, если объект не соответствует описанию, пользователь получает ваучер, с которым он может претендовать на аналогичные услуги. Российские агрегаторы каждый по-своему решают ситуации с клиентами, получившими недобросовестную услугу.

По словам GR-директора МТС-Трэвел и Bronevik.сom Светланы Ануфриенко, по данным их агрегатора, ежемесячно регистрируется 1,5 тысячи инцидентов с участием туристов и отелей. Например, путешественник, забронировав отельный номер через турагрегатора и получив подтверждение, обнаруживает, что мест нет.

Предлагаем закрепить в отраслевом законодательстве схему отношений при овербукинге, при которой средство размещения, если виноват отельер, обязано предоставить туристу аналогичное место или более высокого уровня с сохранением цены бронирования, принимая на себя расходы, связанные с переселением. В случае, если отельер не имеет возможности самостоятельно произвести переселение туриста, это может сделать турагрегатор при компенсации затрат со стороны отеля, – пояснила спикер.

Отечественные туристические платформы начали активное развитие после ухода мировых аналогов с российского рынка, сделаны существенные инвестиции в рабочие места, качество продукта для потребителя. В мае 2024 года Президент РФ Владимир Путин поручил разработать единую федеральную туристическую платформу.

Как пояснил на слушаниях заместитель министра экономического развития Дмитрий Вахруков, в основе единой цифровой платформы будут заложена публичная информация из государственных реестров гостиниц, туроператоров, пляжей, которые получили официальную сертификацию, а значит объект соответствует требованиям по классификации. Любой путешественник, выбирая, где приобрести услуги, сможет уточнить, есть ли продавец в государственных реестрах - это повысит доверие к отрасли. Также на сервисе планируется размещение событийного календаря туристических мероприятий регионов.

В 2020 году начал работать первый единый туристический портал RUSSPASS, созданный по инициативе московской мэрии. О достижениях платформы рассказал председатель комитета по туризму Москвы Евгений Козлов.

RUSSPASS – экосистема, которая полностью закрывает потребности всех участников сферы путешествий: позволяет определиться куда поехать, купить билеты на все виды транспорта, включая водный, решить, где остановиться, куда пойти, где поесть. В систему включены гид по ресторанам, проверенная база жилья, каталог экскурсий, всего подключено больше 200 партнеров, – говорит председатель комитета по туризму Москвы.

В 2024 году через RUSSPASS продано больше билетов на знаковые площадки Москвы, чем через Яндекс. В 2025 году каждая экскурсия на RUSSPASS будет иметь свой цифровой двойник, а все аттестованные гиды столицы – возможность продавать экскурсии на сервисе. В планах также предложить пользователям услуги голосового помощника – полноценного ИИ-ассистента туриста. Участники слушаний оценили опыт Москвы по внедрению платформы RUSSPASS как положительный и предложили учесть его при разработке федеральной платформы.

- В процессе дискуссии мы пришли к мнению, что туристической отрасли нужен отдельный закон, регулирующий деятельность цифровых платформ, в котором будут закреплены задачи, функции, права и обязанности всех участников рынка туризма. Это станет шагом к исполнению поручения Президента по созданию единой цифровой платформы в туризме, – заключил Сангаджи Тарбаев.

Туристическая отрасль – один из самых ярких примеров импортозамещения. Иностранные компании ушли из страны и бросили российских пользователей. В то же время наши туристические агрегаторы подставили плечо и стали уверенно расти. На сегодня они обеспечивают рынок услугами полностью. В таком контексте считаю недопустимым, чтобы зарубежные компании легко вернулись на наш рынок и снова пытались его монополизировать. Сейчас необходимо сохранить приоритет за надежными российскими компаниями даже при попытках возвращения зарубежных конкурентов, - резюмировал председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский.

 

ГД РФ