А. Козачко.Поправки к Конституции РФ были поддержаны большинством голосов
В работе парламента 12 марта 2020г. приняли участие главный федеральный инспектор по Республике Калмыкия Александр Беляев, Руководитель Администрации Главы Республики Калмыкия Чингис Бериков, заместитель руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия – представитель Главы Калмыкии в Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия Араш Манджиев, руководители органов исполнительной власти Республики Калмыкия, представители министерств и ведомств, судебной и правоохранительной системы региона, общественных организаций и объединений, СМИ.В рамках обеспечения функций парламентского контроля депутаты рассмотрели итоги деятельности омбудсменов по правам человека, ребенка и предпринимателей в Республике Калмыкия.В целом проект повестки заседания включал в себя 15 вопросов, в том числе рассмотрение Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», другие федеральные законы.Так, согласно информации, предоставленной Уполномоченным по правам человека в Республике Калмыкия Евгением Емельяненко, в 2019 году мониторинг соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории региона, а также оценка результатов деятельности государственных структур позволяет сделать вывод, что в республике достигнут определенный уровень обеспечения прав и свобод многонационального населения республики.Вместе с тем в деле соблюдения и защиты прав человека остаются системные проблемы в сфере жилищных правоотношений, деятельности правоохранительных органов, здравоохранении и социальном обслуживании населения. Несмотря на то, что жители Калмыкии постепенно учатся осознавать и защищать свои права, их уровень правовой культуры остается низким. Данные проблемы имеют высокую общественную значимость и требуют особого внимания.С каждым годом повышаются требования к компетенции представителей власти, качеству администрирования. Только глубокое понимание того, что права человека должны соблюдаться неукоснительно, гарантирует добросовестную работу должностных лиц органов власти всех уровней.Приняв к сведению доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Калмыкия в 2019 году, парламентарии задали ряд вопросов и по итогам обсуждения сформулировали ряд рекомендаций. В частности, Правительству Республики Калмыкия было предложено продолжить работу по своевременному предоставлению мер социальной поддержки и недопущению образования задолженности бюджета перед их получателями, а также усилить контроль за соблюдением действующего законодательства в сфере социальной поддержки социально уязвимых категорий граждан и медицинского обеспечения населения. Кроме этого, отмечалась необходимость усиления работы по созданию доступной среды для лиц с ограниченными возможностями и широкого информирования населения о гарантированном объеме, сроках и формах помощи в социальной сфере.Уполномоченный по правам ребенка в Республике Калмыкия Ольга Умгаева в своем докладе о результатах работы в 2019 году обобщила основные проблемные вопросы соблюдения прав и свобод детей в Калмыкии на основе проведенного мониторинга по демографической ситуации в регионе, обеспечения жильем детей-сирот и детей – инвалидов, санаторно-курортного лечения, питания в детских учреждениях и т.д. При этом в основу мониторинга легли обращения граждан по основным проблемным вопросам.Кроме этого, омбудсмен отметила положительные моменты - снижение уровня младенческой смертности и преступности в подростковой среде, а также реализацию мероприятий по строительству и ремонту объектов инфраструктуры и организации отдыха детей, которые позволили создать условия для дополнительного образования детей, создания условия для развития личности детей и подростков. Также в информации, представленной для обсуждения, отмечается, что сегодня «решена проблема обеспечения учебными пособиями, идет ремонт и строительство спортивных площадок. Несмотря на острую нехватку медицинского персонала, удается сохранить весь спектр необходимой помощи детям в учреждениях здравоохранения республики. Выплачиваются все предусмотренные законодательством пособия и льготы на детей». По итогам мониторинга, Уполномоченный отмечает консолидацию общества в решении проблем детского населения республики, активизацию работы в данном направлении не только органов исполнительной власти, но и частного бизнеса, НКО республики.После обсуждения народные избранники также приняли к сведению представленный доклад и отметили, что Правительству Республики Калмыкия необходимо проанализировать информацию, изложенную в докладе Уполномоченного по правам ребенка в Республике Калмыкия, и по результатам анализа наметить пути решения обозначенных проблем. Также была отмечена необходимость принятия мер по реализации задач в сфере защиты прав, свобод и законных интересов детей в Республике Калмыкия, дальнейшему обеспечению реализации прав, свобод и законных интересов детей в Республике Калмыкия, координации взаимодействия и сотрудничества в данной сфере с институтом Уполномоченного по правам ребенка в Республике Калмыкия, в том числе по устранению дефицита медицинских кадров, обеспечению профилактики заболеваний и повышению качества оказания медицинской помощи детям и т.д.Не менее информативным можно назвать доклад Уполномоченного по правам предпринимателей в Республике Калмыкия Санала Улюмджиева. Как отмечено в представленной информации, в целях реализации предоставленных полномочий институт омбудсмена осуществляет сотрудничество с организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями. Основными проблемными сферами при осуществлении предпринимательской деятельности в 2019 году в Республике Калмыкия, по мнению Уполномоченного, стали: сфера земельно-имущественных и арендных отношений; сфера нестационарной торговли; сфера взаимоотношений с контрольно-надзорными органами всех уровней; сфера деятельности федеральных торговых сетей (соблюдение установленных нормативов); сфера регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и др.Отметив положительные тенденции по значительному снижению числа плановых и внеплановых проверок, проводимых территориальными органами федеральных контрольно-надзорных органов, в том числе при активном содействии органов прокуратуры Республики Калмыкия при согласовании проведения таких проверок, в докладе отмечено, что в анализируемый период был проведен немалый объем работы, отработаны все обращения. Вся работа велась в тесном взаимодействии с представленными в республике общественными структурами предпринимательства, муниципальными органами власти, исполнительными органами власти региона.Одним из самых ожидаемых стало рассмотрение Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», который был подготовлен на основании предложений, представленных рабочей группой по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации.По итогам обсуждения и голосования поправки были поддержаны 2/3 от общего числа депутатов Народного Хурала Калмыкии.Следует отметить, что представленными поправками предусматривается внесение изменений, направленных на закрепление на конституционном уровне обязательных требований к должностным лицам, полномочия которых непосредственно связаны с обеспечением безопасности страны и суверенитета государства, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.К кандидатам на должность Президента Российской Федерации предлагается установить требования о постоянном проживании на территории Российской Федерации не менее 25 лет, а также об отсутствии гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, на момент участия в выборах или когда-либо ранее.Исходя из принципа единства системы государственной власти аналогичные требования об отсутствии гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, предлагается установить для высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей, федеральных министров, руководителей других федеральных государственных органов, а также для судей.В целях защиты социальных прав граждан, обеспечения их равных возможностей на всей территории страны статью 75 Конституции Российской Федерации предлагается дополнить положениями, устанавливающими минимальный размер оплаты труда не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, гарантии обязательной индексации пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат, а также основные принципы всеобщего пенсионного обеспечения.В целях защиты государственного суверенитета законопроектом предлагается установить, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в истолковании, приводящем к их расхождению с Конституцией Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.В целях повышения эффективности взаимодействия между представительной и исполнительной ветвями власти, усиления роли Государственной Думы и парламентских партий, а также в целях повышения ответственности членов Правительства Российской Федерации предлагается внести в положения Конституции Российской Федерации, устанавливающие порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей, изменения, в соответствии с которыми кандидатуры для назначения на указанные должности назначаются Президентом Российской Федерации после их утверждения Государственной Думой. Аналогичный порядок предусматривается для назначения руководителей министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.Для обеспечения большей прозрачности работы силовых ведомств, правоохранительных органов, независимости органов прокуратуры в субъектах Российской Федерации назначение руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, а также прокуроров субъектов Российской Федерации предлагается осуществлять после консультаций с Советом Федерации.Кроме того, к полномочиям Совета Федерации предлагается отнести прекращение по представлению Президента Российской Федерации полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьёй своих полномочий.Предлагается усилить роль Конституционного Суда Российской Федерации, наделив его возможностью проверять по запросам Президента Российской Федерации конституционность законов, принятых палатами Федерального Собрания Российской Федерации, до их подписания Президентом Российской Федерации.В целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства предусматривается формирование Президентом Российской Федерации Государственного Совета Российской Федерации.В соответствии с законопроектом органы местного самоуправления и органы государственной власти Российской Федерации входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и взаимодействуют в целях наиболее эффективного осуществления полномочий, имеющих государственное значение.Предусматривается, что предлагаемые изменения в Конституции Российской Федерации подлежат вынесению на общероссийское голосование.