Игорь Бураков: «Защита прав потребителей не должна создавать избыточные административные барьеры для бизнеса»
Депутаты Законодательного Собрания Ростовской области не поддержали проект федерального закона, предлагающего установить правовые основы проведения распродажи товаров.
Согласно законопроекту, вносимому на рассмотрение в Государственную Думу ее депутатом Олегом Лебедевым, следует изменить ряд положений федеральных законов «О защите прав потребителей» и «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». В частности, предлагается в обязательном порядке указывать количество товара, доступного в рамках распродажи; точные сроки и причины проведения распродажи; размер предоставляемой скидки; исходную и итоговую цену на товар, выполнять ряд других требований.
По мнению автора законопроекта, изменения федерального законодательства исключат возможность введения потребителей товаров в заблуждение относительно выгоды, получаемой от покупок на распродажах. Законопроект предусматривает право покупателя запросить у продавца информацию о средних ценах на товар за шесть месяцев, предшествующих началу распродажи. Чтобы убедиться в реальном размере экономии, исключить манипуляции со стороны тех недобросовестных продавцов, которые при распродажах искусственно завышают исходные цены на товары, создают необоснованный ажиотаж.
Вместе с тем в законопроекте не определено, каким образом продавцы должны исполнять обязанность предоставлять информацию о средней цене за предшествующие полгода, если товар поступил в продажу несколько месяцев назад, а в условиях сезонности его целесообразно реализовать со скидкой через четыре-пять месяцев.
«Вопросы, которые призван регулировать предложенный законопроект, уже в полной мере охвачены действующим законодательством, тем же законом о защите прав потребителей, обязывающим продавца предоставлять полную и исчерпывающую информацию о товаре, – прокомментировал председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике Игорь БУРАКОВ (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»). – Появление новой обязанности предоставлять среднюю цену за шесть месяцев мы расцениваем как вмешательство в рыночное ценообразование торговых компаний. В случае принятия поправок, усложнятся бизнес-процессы, торговые объекты будут нести дополнительные расходы на персонал, адаптацию программного обеспечения, что в конечном итоге может ударить и по потребителю, поскольку все эти издержки будут включены в конечную цену товара. Это особенно остро отразится на малом бизнесе. У законопроекта благая цель – защита прав потребителей, но она не должна создавать избыточные административные барьеры для бизнеса».
Как подчеркнул глава комитета по экономического политике областного Заксобрания, в настоящее время у потребителей есть возможности получать информацию о ценах на товары перед их покупкой при помощи существующих интернет-сервисов. Современные, широко доступные технологии позволяют ретроспективно изучать стоимость товаров в онлайн-магазинах, сравнивать предложения разных продавцов и т.п.
В донском парламенте отмечают также, что предлагаемый законопроект не предусматривает механизм контроля за проведением распродаж со стороны государственных органов, а это чревато нарушениями или неисполнением указанных норм со стороны бизнеса.