26 сентября в Астрахани откроется XXXI конференция ЮРПА. В работе примет участие делегация кубанского парламента. Законодательное Собрание Краснодарского края готовит к рассмотрению на ней ряд проектов законодательных инициатив. Напомним, в минувшем парламентском году две конференции ЮРПА прошли на кубанской земле, в Краснодаре и Сочи. Краснодарский край всегда с удовольствием делится опытом и наработками в разных сферах. Сегодня председатель ЗСК Юрий Бурлачко расскажет читателям журнала об итогах прошедшего парламентского года, и о том, что подстегивает ЗСК всегда уверенно идти вперед.

Юрий Бурлачко. Субъектам ЮФО важно расширять сотрудничество

Юрий Бурлачко. Субъектам ЮФО важно расширять сотрудничество

– Юрий Александрович, совсем недавно стартовал новый парламентский год. Сейчас, оглядываясь назад, что бы вы выделили в ряду сделанного за это время? Что нуждается в дальнейшем развитии?

– За прошедший парламентский год Законодательным Собранием Краснодарского края выполнена достаточно объемная законотворческая работа по всем областям жизнедеятельности региона: экономике и ее важнейшим составляющим – АПК, промышленности, социальной сфере, градостроительству, малому и среднему предпринимательству. Ключевое значение имеет принятие закона, определяющего динамику и перспективы развития Кубани на годы вперед, – Стратегии – 2030.

На постоянном контроле находился вопрос исполнения госпрограмм. Ход их реализации не раз рассматривался на планерных совещаниях. Вопросы эффективности исполнения отдельных программ выносились на сессии ЗСК, по ним приняты постановления.

Как и ранее, в центре внимания законодателей остаются вопросы бюджетного процесса. Мы неоднократно вносили изменения в закон «О бюджетном процессе в Краснодарском крае». В краевой бюджет поправки вносим практически на каждой сессии.

Также завершившийся парламентский год был временем председательства Краснодарского края в Южно-Российской Парламентской Ассоциации. Пользуясь случаем, со страниц вашего издания хочу выразить благодарность всем коллегам за совместную плодотворную работу. Более сотни вопросов, рассмотренных за этот период на конференциях ЮРПА, – это бесценный опыт сотрудничества регионов, возможность по-новому взглянуть на существующие в каждом субъекте проблемы.

– Краснодарский край – одна из сельскохозяйственных житниц России. Какие шаги предприняли в последнее время кубанские парламентарии для сохранения и упрочения лидирующих позиций в этой сфере?

– В минувшем парламентском году депутаты ЗСК приняли ряд документов, имеющих ключевое значение для развития животноводства и органического земледелия. Один из них – «О развитии животноводства и производства животноводческой продукции на территории Краснодарского края» – созвучен Посланию Президента России Владимира Путина в 2018 году и нацелен на выполнение задач по наращиванию объемов экспорта и самообеспечению страны мясом и молоком. Реализация этого документа позволит также достичь показателей, заложенных в нашей Стратегии – 2030.

Второй закон – «О развитии производства органической продукции на территории Краснодарского края» – отвечает целям, обозначенным главой государства в своем Обращении к федеральному парламенту уже в этом году. Владимир Путин, как вы помните, призвал субъекты РФ использовать все имеющиеся у них возможности для развития производства экологически чистой продукции, а Краснодарский край был первым регионом в стране, где вопросы производства экологически чистой продукции были подняты на законодательном уровне. Поэтому нам нужно было только систематизировать существующие нормативные правовые акты, регулирующие на Кубани развитие органического земледелия.

Актуальность профильного закона налицо: во-первых, сегодня все больше жителей края делают свой выбор в пользу экологически чистой продукции, даже несмотря на то, что стоит она по сравнению с другими продуктами дороже. Следовательно, запросы покупателей надо удовлетворять. Во-вторых, Краснодарский край одним из стратегических направлений своей агрополитики определил развитие малых форм хозяйствования и их кооперации. Развитие органического земледелия даст фермерам возможность воспользоваться преимуществами данного способа производства продукции как наиболее выгодного для них. Их поддержка, уверен, приведет к увеличению количества самих производителей экопродуктов.  В-третьих, органическое земледелие позволит вовлечь в хозяйственный оборот те земельные участки, которые не используются по назначению, – заросли кустарником и мелколесьем.

Главное – расширение доли так называемой зеленой продукции, это еще и создание предпосылок для здорового питания людей, повышения уровня жизни селян, серьезные изменения в технологиях, организации производства, реализации мер господдержки конкретно для производителей экологически чистой продукции (они, кстати, будут выработаны краевым Минсельхозом в ближайшее время). Нужно будет внести соответствующие корректировки в региональную программу по развитию сельского хозяйства. Знаем, что есть селяне, желающие заниматься производством органического овощного гороха, озимой пшеницы и сахарной кукурузы, поддержать, помочь им – наша задача.

Помимо АПК, значимой для Кубани отраслью является курортно-туристская. Сейчас, когда бархатный сезон в разгаре, наверное, можно подвести промежуточные итоги?

– Курорты края – одна из главных составляющих кубанской экономики. Вместе с АПК, промышленностью, транспортной отраслью они формируют «многоукладную», устойчивую к колебаниям конъюнктуры экономическую модель. Популярность отдыха на Кубани постоянно растет. По данным на конец августа Краснодарский край уже принял 13,5 миллиона отдыхающих[1]. Соответственно, увеличиваются и поступления в бюджеты всех уровней. Поэтому мы стараемся оперативно регулировать краевое законодательство таким образом, чтобы создавать этому направлению самые благоприятные условия для дальнейшего поступательного развития отрасли.

Большая работа была проделана по внедрению такой новации, как курортный сбор. Сегодня уже можно смело говорить о том, что это нововведение полностью оправдало возлагавшиеся на него надежды. Вырученные средства в полном объеме идут в бюджеты прибрежных муниципальных образований и расходуются на благоустройство пляжей, парков и зеленых зон. С целью их максимально эффективного использования был принят краевой закон «Об утверждении заключения соглашений между Краснодарским краем и муниципальными образованиями, включенными в территорию проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Краснодарском крае».

За 2018 год предполагалось получить около 70 млн рублей, а собрано оказалось на 56 процентов больше – порядка 109 млн. В этом году рассчитываем на не менее значимые результаты.  Аналогичный сбор был введен в нескольких регионах страны, поэтому, считаю, субъекты ЮФО просто обязаны расширять взаимодействие. У каждого из регионов – свои «точки притяжения», свой потенциал развития курортно-туристской отрасли, а вместе, уверен, сможем предложить отдыхающим разнообразный отдых современного уровня.

Яркий пример межрегионального сотрудничества в этой сфере – маршрут «Золотое кольцо Боспорского царства». Соглашение о его создании было подписано на Российском инвестиционном форуме в Сочи между Федеральным агентством по туризму, администрацией Краснодарского края, правительствами Республики Крым, города Севастополь, Ростовской области и Русским географическим обществом. Маршрут объединит территории, имеющие общую историю, уходящую корнями в античные времена.  

Большие перспективы в развитии совместных туристских программ мы имеем с нашим ближайшим соседом – Республикой Адыгея. Ее богатейший природно-климатический потенциал перспективен для развития здесь активных зимних видов отдыха, пешеходного туризма и джиппинга, а древняя история адыгов – для культурно-познавательного туризма.

Отдельная тема – взаимодействие с нашим западным соседом. После того, как Крымский мост связал берега Кубани и Крыма, наши субъекты превращаются в один крупный курортно-туристский мега-кластер. У нас много общего в структуре курортно-туристских комплексов, и мы должны сообща выстраивать стратегию роста. Одним из таких шагов стало принятое на прошлогодней конференции Южно-Российской парламентской ассоциации Обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву по вопросу внесения изменений в федеральное законодательство, регулирующее развитие яхтенного туризма.

– Вы неоднократно заявляли, что основная задача депутатского корпуса – защита прав граждан и повышение качества их жизни. Ваши приоритеты не изменились?

– Не устаю повторять: главное для нас – это люди, поэтому мы делаем все возможное, чтобы максимально быстро и эффективно помочь жителям края решить их проблемы.

Возьмем развитие образования и здравоохранения. Мы очень стараемся, чтобы у наших детей не было проблем с получением знаний. Например, принятый в июле 2013 года закон «Об образовании в Краснодарском крае» был скорректирован уже 16 раз. А недавний анализ его исполнения подтвердил, что в регионе планомерно создаются благоприятные условия для безопасного и качественного образовательного процесса. Регулярно корректируется и краевая госпрограмма «Развитие образования», действие которой кубанские депутаты продлили до 2024 года.

Рост рождаемости и миграционные процессы на Кубани требуют дальнейшего развития сети образовательных учреждений. В 2019 году по краю введено пять школ на 4245 мест, в процессе строительства еще 14 школ с примерным объемом почти на 10 тысяч мест.  Так, в Приморско-Ахтарске на месте старой школы еще дореволюционной постройки возведена в рамках краевой госпрограммы «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края» новая, отвечающая всем современным стандартам и требованиям[2]. Сейчас в Краснодаре, Кореновске и Армавире идет строительство четырех школ, которые планируется сдать в 2021 году.

Бурно растущей кубанской столице не хватает мест в школах и детских садах. Данные учреждения переполнены, в одном из микрорайонов в этом году было сформировано 24 первых класса, от «а» до «ш»[3]. Поэтому губернатор Кубани Вениамин Иванович Кондратьев поставил задачу в самое ближайшее время начать строительство еще двух больших школ – на 1875 и 1100 мест.  Также будут возведены два детских сада в Краснодаре и один в Кореновске. Срок их сдачи – 2020-2021 годы[4].

Из регионального бюджета финансируются материально-техническое обеспечение образовательных учреждений, льготное питание ребят из многодетных семей, выплата стипендий одаренным школьникам и студентам. На контроле стоят вопросы обеспечения потребности школ в спортзалах, санитарных комнатах и скоростном Интернете.

Мы продолжаем искать законодательные механизмы решения кадровой проблемы в образовании и здравоохранении.

Особо хочу сказать о выполнении территориальной программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае. Ее «вес» на 2019 год и на плановый период 2010 – 2021 годы составляет 83,8 млрд рублей, а главной статьей расходов остается обеспечение территориальных льготников лекарствами.

– Знаю, что Законодательным Собранием Краснодарского края ведется серьезная работа не только по разработке законопроектов, определяющих перспективы развития Кубани на годы вперед, но и по мониторингу за исполнением ранее принятых в регионе нормативных правовых актов, утвержденных госпрограмм. Особенно это важно в свете реализации озвученных Президентом страны нацпроектов. Насколько эффективен депутатский контроль за этим процессом?

– Сразу скажу, мониторинг исполнения государственных программ Краснодарского края и контроль за реализацией нацпроектов – это наша ключевая зона ответственности, которую мы разделяем с администрацией региона. На госпрограммах построена практически вся жизнь Кубани, на их выполнение сегодня направляется около 96 процентов всего нашего бюджета. Национальные проекты, которыми глава государства Владимир Владимирович Путин обозначил четкие рамки выполнения государственных задач, – это также будущее Кубани и страны в целом. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, подчеркну – воплощение в жизнь нацпроектов и реализацию госпрограмм депутатский корпус отслеживает постоянно, это является приоритетом. Более того – и то, и другое, на мой взгляд, тесно между собою связано. Не достроили, к примеру, по краевой государственной программе детский сад, школу или социальное жилье – нарушено поступательное движение в деле реализации таких национальных проектов, как «Образование» и «Жилье и городская среда». Все является звеньями одной цепи. Любой сбой сразу сказывается на общем деле. У нас в крае, к счастью, значимых сбоев нет.

Кубань занимает лидирующие позиции по ряду направлений национальных проектов, что отмечено, кстати, на уровне Правительства Российской  Федерации. Я говорю сейчас, в том числе и о той масштабной работе, которую руководство края и лично глава региона Вениамин Иванович Кондратьев проделали по внедрению проектного подхода в реализации приоритетных задач, в определении кураторов и персональной ответственности за выполнение данных мероприятий. Помимо этого, наш регион, как вы знаете, признан одним из лучших в стране по исполнению нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Соответствующее заявление об этом на одном из рабочих совещаний сделал вице-премьер РФ Максим Акимов. Мы вошли в число субъектов, где завершены конкурсные процедуры по реализации нацпроекта, заключили в срок все контракты с подрядчиками и приступили уже непосредственно к активной фазе дорожных работ. К 2024 году на Кубани планируется построить и отремонтировать более 1,3 тысячи километров трасс. В рамках реализации нацпроекта «Здравоохранение» в Краснодарском крае началась подготовка к возведению лечебно-диагностического корпуса детской краевой клинической больницы, активно строятся фельдшерско-акушерские пункты, возводятся центры амбулаторной онкологической помощи.

Можно еще долго говорить о том, что сейчас делается в крае в рамках исполнения нацпроектов, но вся наша законотворческая работа в данном направлении опирается на тщательный учет мнений и потребностей наших граждан. Именно на этом акцентировал внимание и Президент, выступая в апреле нынешнего года на Совете законодателей РФ. Общественный и парламентский контроль за исполнением нацпроектов призвала нас обеспечить и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. И наработанный опыт по контролю за исполнением госпрограмм Краснодарского края обязательно нами будет востребован.

Впереди у кубанского парламента еще очень много интересной, значимой для дальнейшего социально-экономического развития региона работы. Ее мы будем продолжать.

Время требует от нас активных действий, усиления контрольных функций. И наша общая задача под эгидой ЮРПА, используя опыт друг друга, шаг за шагом совершенствовать законодательство, чтобы добиться главного – повышения качества жизни на юге России.

– Спасибо, Юрий Александрович, за интересный разговор.

 

 

 Мария Минина

comments powered by HyperComments