Рынок такси уходит в «серую зону». Где выход?

Рынок такси уходит в «серую зону». Где выход?

Проблему нелегальной занятости в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси и улучшения  качества предоставляемых услуг обсудили участники «круглого стола» в Парламенте РСО-Алания. Инициатором его проведения выступил комитет по промышленности, транспорту, связи и предпринимательству во главе с Валерием Бурдзиевым.

Сегодня работу такси в России регулирует федеральный закон №69, определяющий для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей право на ведение таксомоторной деятельности на основе разрешения на каждое транспортное средство. Вместе с тем законодатели и профессиональное сообщество в субъектах сходятся в одном - действующие нормы, регулирующие данную отрасль, давно требуют изменений. Данный аргумент подтверждает и  статистика – доля нелегальных перевозчиков в целом по России, в том числе на территории республики, достигает 80%.

К выработке консолидированных предложений по улучшению условий организации перевозок легковых такси как для самих перевозчиков, так и для граждан были приглашены представители ответственных республиканских ведомств и предпринимательского сообщества.

Предваряя работу «круглого стола», Валерий Бурдзиев обозначил актуальность рассматриваемой темы, вызванной, по его словам, необходимостью обеспечения безопасности граждан, пользующихся услугами легкового такси. «Нельзя позволить нелегалам рисковать жизнью и здоровьем пассажиров. С другой стороны важно выработать механизм экономически выгодных условий, способствующих легализации перевозочной деятельности легковым такси на территории республики», - подчеркнул Валерий Бурдзиев.

С основным докладом выступил министр промышленности и транспорта республики Хайдарбек Бутов. Он напомнил, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси стала лицензируемой с 2011 года. За 2018 год выдано 50 разрешений, в 2019 – 22 разрешения. В разрезе направлений деятельности преобладают индивидуальные предприниматели. В настоящее время в реестре числится 887 разрешений, из которых 319 были аннулированы по заявлению.

Серьезной проблемой, по словам министра, является увеличение доли нелегальных перевозчиков. В их отношении регулярно проводятся совместные с МВД по РСО-Алания рейдовые мероприятия. По их результатам выявлено более 30 фактов нарушения действующего законодательства РФ, основная часть которых – осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, парковка  транспортных средств в неположенных местах, преимущество на остановках общественного транспорта.

К зарегистрированным фирмам тоже много вопросов – нет гаража, медицинского освидетельствования, технического осмотра и тд. Речь зашла и о медстраховке. Так, лица, занимающиеся извозом, должны иметь страховку, которая покроет несчастные случаи. «При ДТП водитель имеет право на возмещение ущерба за машину, пассажир не может претендовать ни на какую компенсацию. Закон на сегодняшний день запрещает проверки в отношении такси как легальных, так и не легальных. Также нет «твердого» закона, который мы можем применить и к диспетчерам, и к перевозчикам», - пояснил министр.

В числе проблем – передача заказов перевозчикам, не имеющим разрешения. Речь идет о диспетчерских службах и работе агрегаторов, оказывающих информационные услуги. Жалобы от населения поступают на горячую линию министерства: «Водители такси допускают грубое отношение к пассажирам, необоснованно повышают цены на свои услуги, а также при управлении транспортным средством создают аварийные ситуации, работают без медицинского освидетельствования и т.д.», - подчеркнул министр.

В продолжение темы начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РСО-Алания Диана Токазова отметила, что сегодня потребители практически не имеют возможности подать в надзорный орган жалобу в отношении легкого такси за услугу ненадлежащего качества, поскольку, как было отмечено ранее, не обеспечена легальность бизнеса. Кроме того, имеют место быть такие нарушения как отказ потребителю в оказании услуги. Все чаще это связано с неблагоустройством территорий и дальностью заказов. «Если гражданин обращается за услугой, то он имеет право получить информацию о том, кто ее предоставляет. Этого, к сожалению, у нас нет», - подчеркнула она.

«Проект закона, который сейчас находится в Госдуме, четко регламентирует зоны ответственности агрегатора-диспетчера и перевозчика, а также содержит меры воздействия за правонарушения. Принятие этого закона позволит нам более эффективно работать в данном направлении», - пояснил Хайдарбек Бутов.

К тому же, как было отмечено, действует до декабря 2020 года мораторий в отношении субъектов малого предпринимательства – плановые проверки не проводятся с 1 января 2019 года. Действовал он также в 2017 и 2018 годах.

Важное направление работы министерства в 2019 году – наведение порядка в Международном аэропорту «Владикавказ»: «На основе проведенного ООО «НОВАПОРТ Трейдинг» тендера была определена фирма такси, осуществляющая перевозку пассажиров легковым такси на территории аэропорта. Все машины в хорошем техническом состоянии, с нанесенным на транспортные средства обозначением фирмы такси», - сказал Хайдарбек Бутов.

С водителями нелегалами ведется работа по выходу их из тени и получении соответствующих разрешений. В частности, организовываются встречи с участием представителей федеральной налоговой службы по РСО-Алания, ГИБДД по РСО-Алания и других  заинтересованных органов власти. Как отметил министр, основная причина, препятствующая легализации деятельности такси  связана с отсутствием «культуры ведения легального бизнеса».

По части налоговых отчислений были озвучены следующие цифры: объем налоговых платежей фирмами и предпринимателями, осуществляющими таксомоторные перевозки в республике, в 2018 году составил около 4 млн руб., за I полугодие 2019 года – 2,5 млн руб. Как сказала ио заместителя руководителя Управления федеральной налоговой службы по РСО-Алания Элла Афанасиади, подавая декларацию, ИП сам определяет свою налогооблагаемую базу. В год он  оплачивает только обязательный фиксированный платеж, что составляет в целом 36 тысяч 240 руб. От единого налога на вмененный доход ИП освобождается, так как фиксированный превышает его.

Заместитель начальника Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел по РСО-Алания Ахсарбек Магаев в своем содокладе отметил низкую эффективность применения наказания в связи с ее незначительностью для нелегальных перевозчиков. В настоящее время штраф за незаконное предпринимательство составляет от 500 до 2000 тысяч руб. Дополнительный катализатор роста оказания нелегальных услуг связан, как было сказано, с обязательным на сегодняшний день доказательством системности извлечения прибыли. А  учитывая менталитет жителей республики недейственен даже такой вид внеплановой проверки как контрольная закупка.

Ахсарбек Магаев рассказал об основной проблеме в сфере пассажирских перевозок в г. Владикавказе, это – отсутствие парковочных площадок для легкового такси, а также парковка транспортных средств на прилегающих территориях к автовокзалам, ж/д вокзалам, остановочным площадкам. Так, с начала 2019 года к административной ответственности за данное нарушение привлечено 384 водителей.

На ценовом вопросе сконцентрировал свое выступление генеральный директор ОАО «Владикавказское объединение автовокзалов» Александр Суменов: «Цены на перевозку пассажиров, предлагаемые нелегальными такси, сопоставимы со стоимостью проезда в автобусе, так как отсутствует необходимость затрат на обеспечение транспортной безопасности, уплату налогов и соблюдение иных законодательных требований». В качестве решения вопроса эффективности контроля над перевозкой пассажиров легковым такси предложено внедрить цифровые технологи, объединяющие важную для регулирования информацию.

В рамках обсуждаемой темы председателем Северо-Осетинской республиканской организацией общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Хаджи—Муратом Габуевым было предложено поддержать АТП республики и ввести в маршрутную сеть города и районов автобусы. Для этого необходимы средства по обновлению автопарка автотранспортных предприятий, которых в республике осталось всего пять.

В свою очередь представители субъектов малого предпринимательства говорили о необходимости создания преференций фирмам такси, работающим на законных основаниях. Кроме того, прозвучало мнение о необходимости перехода отрасли на самозанятость.

«Благодаря участию в работе «круглого стола» субъектов малого предпринимательства есть видение не только проблем в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, но главное - понимание того, как их решать», - подытожил депутат профильного комитета Анатолий Товгазов.

Результатом «круглого стола» стала разработка рекомендаций, в которых нашли отражение все предложения, прозвучавшие в ходе дискуссии.