Калмыкия: четверть века регионального парламентаризма и 410 лет вместе с Россией
Народный Хурал – Парламент народа
Истоки
Впервые жители калмыцких степей познакомились с избирательным механизмом в начале XX века, когда в Российской империи был сформирован общегосударственный представительный орган - Государственная Дума.
С установлением в нашей стране новой формы государственной власти в лице Советов начинается развитие представительных органов и в Калмыкии. Высшим органом власти в образованной в 1920 года Калмыцкой автономной области стал Общекалмыцкий (областной) съезд Советов, которому принадлежала вся полнота власти на территории Калмыкии.
С преобразованием в октябре 1935 года Калмыцкой автономной области в Автономную республику были созданы раздельные органы государственной власти и управления. Согласно Конституции Калмыцкой АССР 1937 года прекратили свое существование республиканские съезды Советов и ЦИК КАССР, вместо которых высшим постоянным органом государственной власти на всей территории Калмыкии стал Верховный Совет. В период между сессиями Верховного Совета высшую власть в республике в период с 1938 по 1990 годы осуществлял Президиум, который с 1991 года стал выполнять функции аппарата Верховного Совета.
Новейшее время
11 апреля 1993 года первым Президентом Республики Калмыкия – Хальмг Тангч был избран Кирсан Николаевич Илюмжинов. В соответствии с одобренной избирателями программой началось реформирование органов государственной власти. Верховный Совет Республики Калмыкия IX созыва на последней исторической сессии, состоявшейся 30 апреля 1993 года принял Закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Республики Калмыкия – Хальмг Тангч. Первое изменение касалось системы органов государственной власти – упразднялись Советы народных депутатов Калмыкии. Также был принят закон о высшем органе власти – Парламенте в составе 25 депутатов.
Временный Парламент, созданный на переходный период, проработал 18 месяцев. За это время были приняты 218 правовых актов, в том числе по вопросам государственного строительства, экономики, бюджета, налогам и др. Созданная правовая база позволила приступить к формированию постоянно действующего представительного (законодательного) органа государственной власти региона.
Современное название региона - Республика Калмыкия было официально закреплено в 1994 году.
Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия первого созыва был избран 18 октября 1994 года. Эти выборы принципиально отличались от всех предшествующих не только политической обстановкой и принципами формирования, но и иным пониманием роли и значения республиканского представительного органа власти, значением участия избирателей в голосовании.
Депутатский корпус стремился создать правовые условия для прекращения спада производства, стабилизации и развития важнейших отраслей народного хозяйства Калмыкии. Именно в этот период закладывались основы республиканского законодательства новой формации.
В соответствии с новой Конституцией Российской Федерации Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия определило систему государственного управления республики, статус и полномочия органов государственной власти. Парламент был наделен достаточными полномочиями в создании правовой базы в сфере бюджета, финансов, налоговой политики, осуществления контроля за исполнением республиканских законов и собственных постановлений.
Законотворческая работа Народного Хурала Республики Калмыкия второго созыва (1998 - 2003 гг.) пришлась на сложный и ответственный этап в жизни республики и всей страны. Финансовый и экономический кризис, дефолт, рост безработицы и бедности и ряд других негативных проблем...
В 2001 году создан новый государственный институт — институт Уполномоченного по правам человека в Республике Калмыкия.
В апреле 2001 года Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия стал одним из учредителей и членом Южно-Российской Парламентской Ассоциации.
В 2003 году начала свою деятельность Контрольно-счетная палата Республики Калмыкия.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что за минувшие годы Народный Хурал (Парламент) РК успешно справился с поставленной перед ним задачей: создан прочный правовой фундамент для эффективного социально-экономического и общественно-политического развития республики, позволяющий проводить ключевые государственные, общественно-политические и социально-экономические преобразования.
Принято свыше двух тысяч региональных законов, причем третья часть из них – базовые, проникающие во все сферы жизни, помогающие решать важнейшие вопросы, волнующие наших граждан.
На сегодняшний день законотворческая работа депутатов Народного Хурала (Парламента) РК направлена, прежде всего, на реализацию долгосрочной стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия.