Критическое мышление, умение общаться и учить – наиболее востребованные в новом году компетенции

Критическое мышление, умение общаться и учить – наиболее востребованные в новом году компетенции

Критическое мышление, умение общаться и учить – наиболее востребованные в новом году компетенции

Проректор по учебной работе ДГТУ Владимир Колодкин – о том, какими базовыми компетенциями должен обладать специалист, наделенный профессиональными амбициями, и почему они так востребованы у работодателя.

– Какие навыки и компетенции особенно востребованы сегодня на рынке труда?  

– Компетентность – это способность быстро сориентироваться в том, что тебе нужно для продуктивного решения задачи, а также способность сформулировать и отнестись к цели, стоящей перед тобой. Мне кажется, сейчас важно развивать так называемые надпрофессиональные компетенции, которые иногда называют soft skills. Хотя мне больше по душе термин «базовые компетенции», поскольку я считаю, что есть целый ряд способностей, которые лежат в основе, в базе любой профессиональной компетентности.

На первое место я бы поставил крайне дефицитное в наше время критическое мышление. Во многом это ключевая компетенция для того, кто претендует получить настоящее высшее образование. Однако, к сожалению, не все образовательные учреждения уделяют внимание развитию такого мышления у студентов. Критическое мышление – не критиканство и все отрицающая позиция. Это способность подвергать предметы и явления обоснованному сомнению, умение анализировать, расщеплять объект на структурные составляющие. Критическое мышление всегда порождает внутренний дефицит в познании. Если у тебя не развито критическое мышление, то не возникнет потребности в обучении и развитии. Кстати, здесь же важна способность к рефлексии – это уже критическое отношение к самому себе, умение отнестись к своим действиям аналитически, сделать выводы и выработать дальнейшие решения.

Так вот, именно критическое мышление сегодня востребовано у работодателей. Например, очень часто руководитель коллектива просит сотрудника быть инициативным: «Предлагай новые проекты, предложи решение вот этой задачи». А как человек может что-то предложить, если он не подвергает анализу и деятельному сомнению существующий порядок вещей или технологический процесс? Поэтому развитие критического мышления – первое, на что стоит обратить внимание современному специалисту с амбициями.

Помимо критического важно развитие креативного мышления. Мы можем проанализировать объект, расщепить проблему на составляющие. Но неспособность совершить следующий шаг, сгенерировать идею делает человека неконкурентным. Топливо креативного мышления – наш кругозор и опыт: человек способен предлагать новые решения только тогда, когда он видел много других решений, пробовал сам что-либо решать, когда он разбирается в самых разных сферах. Ведь глубина мышления прямо пропорциональна ширине взглядов.

Я бы выделил такую компетенцию, как системность мышления, то есть возможность воспринимать любую задачу с учетом различных контекстов. Когда человек сталкивается с определенной проблемой, он должен поэтапно выявить корень этой проблемы и систематизировать шаги к ее решению.

Важно развивать и такую компетенцию, как умение найти то решение, которое до тебя уже находили, то есть способность к ретроспективному взгляду на имеющуюся проблему. Специалист должен уметь правильно выстраивать гипотезу, видеть, как до него решали эту проблему, чтобы не столкнуться с такими же сложностями на пути.

– То есть, более всего востребованы навыки индивидуальные, связанные со способностью самостоятельно мыслить и действовать?

– Это лишь часть картины. Современный рынок труда предъявляет к специалистам, претендующим на перспективные и хорошо оплачиваемые позиции, много самых разнообразных требований. Способность к коммуникации и выстраиванию эффективного общения – одна из самых дефицитных компетенций сегодня. Мы не умеем общаться, то есть находить общность – так выстраивать коммуникацию друг с другом, чтобы мы чувствовали, что нас что-то объединяет, та самая общая цель, о которой я вначале упомянул. Обычно мы общаемся только с позиции «мне что-то интересно, ты мне должен что-то дать», но, к сожалению, забываем о том, что всегда нужно становиться в позицию собеседника, понимать его потребности и выстраивать взаимодействие с учетом общих интересов. 

Способность работать в команде – одна из самых востребованных компетенций у работодателей, так как любой сотрудник должен быть способен встраиваться в команду и определять наиболее оптимальную для себя функциональную позицию в той или иной ситуации. Например, в этой команде я – исполнитель, я готов нарисовать диаграмму или разработать инженерный проект; а вот тут я могу стать организатором, потому что это моя сфера и я точно знаю, как здесь наладить работу. 

Есть еще такая компетенция, которую очень ценят работодатели и которая нужна любому специалисту, будь то программист, продавец, инженер-технолог – умение передавать опыт или учить. На самом деле, в большинстве компаний наблюдается типовая проблема – как собрать базу знаний и передать ее молодежи. В жизни человека очень мало ситуаций, когда он может обучить другого чему-то, поэтому способность передать сконцентрированный опыт – важная и востребованная компетенция.

И конечно, я бы назвал обязательной цифровую грамотность, способность к продуктивной деятельности в цифровой среде. Яркий пример – социальные сети и общение в них, которое сильно отличается от общения реального, подразумевает разные коммуникативные модели, способы взаимодействия. Мне кажется, что многие люди не совсем понимают, как работает медиамир, не понимают внутренних механизмов и мотивов поведения в нем. Именно поэтому у каждого должен быть минимальный набор знаний о цифровой среде и способность работать с цифровым инструментарием, а также умение генерировать контент. Современному человеку просто необходимо знать основы социальных сетей, уметь создать простейший сайт, немного программировать. Без этого сложно рассчитывать на успешность карьеры в современном мире.

– Почему для работодателя так важны softskills, почему требования к ним растут?

– Как это ни странно, но постепенно мы понимаем, что высшее образование ответственно не только за подготовку человека к конкретному рабочему месту и за набор умений «держать инструментарий». Задача вуза – вырастить специалиста, который способен критически анализировать происходящее, создавать новые системы разделения труда, решать новые проблемы, раздвигать горизонты познания. Задачу эту можно решить только фундаментальным подходом. Фундаментальное образование дает базис и способность глубинного понимания проблем. Без этого невозможно жонглировать решениями и генерировать оригинальные идеи. 

Здесь всплывает важность понимания личной ответственности специалиста, важность умения осознать свои дефициты и учиться самому. Нельзя вложить в голову человека знания. Он должен сам хотеть их получить, а для этого нужно сформировать потребность в обучении, пробудить в нем любовь к познанию. Современная образовательная модель должна быть построена так, чтобы специалист не пасовал перед задачами, решения которых он не знает. Если работодатель поставил перед ним такую задачу, нужно подпитаться знаниями, новыми сведениями, включить в себе процесс познания нового – и решение будет найдено.  Именно поэтому soft skills – это признак всегда развивающегося человека, готового к открытиям, свершениям.

– Такие компетенции следует развивать во всех специальностях?

– Безусловно. Кто-то может посмеяться, когда ему скажут, что, например, soft skills нужны в сварке металла, ведь это уже выверенная технология. Но современный специалист должен разбираться не только в классических сварочных технологиях, но и в новых веяниях в этой области, быть готовым в конкурентной среде предлагать нетривиальные решения. 

А теперь представьте, что высшее образование должно взращивать не только тех, кто создаст новую технологию, будет исследовать неизведанное, но и тех, кто будет готов эффективно внедрять это новое в классические методы работы. Такого человека можно вырастить, если, вместо того чтобы накачивать его знаниями из какой-то одной узкопрофессиональной сферы, расширять его общий кругозор, пробуждать в нем любознательность, желание познавать и открывать.

Базовые компетенции – это вневременная история, они одинаковы всегда, меняются лишь среды и наборы инструментария, но суть остается одна и та же. Способность наладить контакт, встроиться в команду, отрефлексировать себя – это часть человеческой природы, и современному специалисту просто необходимость их культивировать. Развитие в себе soft skills – это постоянное поддержание мозга в тонусе. И университет – прекрасная среда для такого развития.