О реализации регионального закона о парламентском контроле в Думе Астраханской области

О реализации регионального закона о парламентском контроле в Думе Астраханской области

Приоритетными направлениями деятельности региональных депутатов является решение задач, поставленных руководством страны и в первую очередь Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, который в своих посланиях Федеральному Собранию неоднократно обращал внимание на необходимость эффективного взаимодействия всех ветвей власти с целью повышения качества жизни граждан нашей страны.

В 2020 году в Конституции Российской Федерации установлены полномочия Федерального Собрания по парламентскому контролю, который хотя и являлся ранее одной из форм парламентской деятельности, и уже имел нормативную основу и осуществлялся на практике, но возведение на конституционный уровень данного положения носило знаковый характер, повышающий роль парламентариев в достижении целей принимаемых законов.

В Астраханской области по инициативе Председателя областной Думы Игоря Мартынова с 2017 года реализуется региональный закон о парламентском контроле. По словам спикера регионального парламента, целью принятия данного закона является регламентирование работы депутатов по выявлению соответствия региональных актов федеральному законодательству и анализа реального действия правового акта в практике применения органами государственной власти, местного самоуправления, гражданами и организациями.

Региональный закон о парламентском контроле определяет правовые и организационные основы, а также цели, принципы, направления и формы осуществления Думой Астраханской области, комитетами и комиссиями Думы Астраханской области, депутатами Думы Астраханской области контрольных функций.

Основными целями парламентского контроля являются:

1) обеспечение соблюдения и исполнения Устава Астраханской области, законов Астраханской области, постановлений Думы нормативного характера;

2) выявление основных проблем в деятельности государственных органов, исполнительных органов государственной власти Астраханской области с целью повышения эффективности системы государственного управления, привлечение внимания соответствующих органов государственной власти и должностных лиц к выявленным в ходе осуществления парламентского контроля недостаткам, требующим устранения;

3) противодействие коррупции;

4) изучение практики применения законодательства Астраханской области, выработка рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства Астраханской области, а также повышение эффективности его реализации.

Парламентский контроль в основном осуществляется за исполнением и соблюдением Устава Астраханской области, законов Астраханской области, постановлений Думы, решений комитетов и комиссий Думы, а также за исполнением бюджета Астраханской области, включая контроль за исполнением государственных программ Астраханской области.

Мероприятия по осуществлению парламентского контроля включаются в примерный план парламентского контроля, утверждаемый Председателем Думы Астраханской области на основании письменных предложений комитетов Думы Астраханской области.

Участниками парламентского контроля являются депутаты, органы государственной власти, органы местного самоуправления и граждане.

Источниками информации, анализируемой при проведении парламентского контроля, являются не только официальные данные, получаемые в установленном порядке, но и информация, полученная из обращений граждан, социологических опросов, проводимых на официальном сайте Думы Астраханской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Предложения по проведению мероприятий парламентского контроля поступают от депутатов Думы Астраханской области, исходя из вопросов, обозначаемых в обращениях граждан (на личных приёмах или в социальных сетях).

К парламентскому контролю привлекаются исполнительные органы Астраханской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

При осуществлении парламентского контроля в качестве источника информации используются также данные, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также анализируются особенности законодательства субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере правоотношений.

К примеру, мониторинг астраханского законодательства, регулирующего деятельность муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних, выявил необходимость определения численности специалистов комиссии в зависимости от численности несовершеннолетних, проживающих на территории  муниципалитетов.

Кроме того, по итогам проведения депутатами Думы Астраханской области анализа реализации законодательства, запрещающего выгул сельскохозяйственных животных вне установленных мест, астраханскими депутатами был увеличен размер административных штрафов за данные нарушения.

Также депутатами региона был осуществлен парламентский контроль за исполнением положений законодательства об оказании мер социальной поддержки специалистам образовательных организаций, по итогам которого теперь молодым специалистам при трудоустройстве в любые образовательные организации, расположенные в сельских поселениях, предоставляется единовременное пособие в размере 50 тыс. рублей.

Итогом оценки эффективности применения закона о мерах социальной поддержки на газификацию домовладений стало принятие астраханского закона о включении приемных семей в категорию граждан, имеющих право на единовременную материальную помощь на газификацию домовладений за счет регионального бюджета.

Также был осуществлен парламентский контроль за реализацией закона, касающегося правового регулирования организации проведения капремонта общего имущества в многоквартирных домах. Программа реализуется в Астраханской области с 2014 года и рассчитана до 2043 года. По результатам анализа закона сформирован ряд рекомендаций, касающихся совершенствования регионального законодательства в соответствии с федеральными изменениями.

Стоит отметить, что с 2017 по август 2025 года депутатами Думы Астраханской области  проанализировано более 70 норм регионального законодательства. При этом парламентский контроль стал дополнительным эффективным инструментом в работе депутатского корпуса над совершенствованием  регионального законодательства.

Таким образом, парламентский контроль является  дополнительным эффективным инструментом в работе депутатского корпуса над совершенствованием  регионального законодательства в интересах граждан.

В текущем году по распоряжению  спикера Думы Астраханской области Игоря Мартынова комитеты регионального парламента  проводят анализ законодательства по вопросам оказания мер социальной поддержки отдельным специалистам в сфере здравоохранения, образования и агропромышленного комплекса, об административных правонарушениях, а также осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Астраханской области.