Спикер кубанского парламента Юрий Бурлачко. Мы начали работу не с чистого листа

Спикер кубанского парламента Юрий Бурлачко. Мы начали работу не с чистого листа

В сентябре состоялись выборы депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края седьмого созыва. Какие направления работы у кубанского парламента в приоритете, какая законодательная база заложена для стабильного развития региона в свете непростой внешнеполитической ситуации? На эти и другие вопросы редактора журнала «Вестник ЮРПА. Парламенты Юга» ответил председатель ЗСК, возглавляющий его второй созыв подряд, Юрий Бурлачко.

– Уважаемый Юрий Александрович, после сентябрьской избирательной кампании мы с Вами еще не общались. Поэтому разрешите от редакции нашего журнала поздравить Вас с победой. С какой программой Вы шли на эти выборы, и каковы планы кубанского парламента нового, седьмого созыва на ближайшую перспективу?

– Спасибо, Елена Ивановна, за поздравления. Уверен, депутатский корпус и далее будет плодотворно взаимодействовать с журналистским сообществом, потому что оно остается одним из важнейших инструментов в доведении до жителей края законодательной повестки, отчетов о выполнении наказов избирателей.   

После выборов прошло только два месяца, а кажется, что гораздо больше. Каждый день приносит новые задачи, главная из которых – обеспечение динамичного развития региона и повышения качества жизни кубанцев вопреки всем нынешним внешним вызовам. И мы начали работать не с чистого листа – продолжаем то, что было заложено прошлым созывом, из которого, к слову, в новый были избраны более половины депутатов.

В числе наших первоочередных задач – совершенствование регионального законодательства во всех отраслях экономики. Прежде всего речь идет о необходимости выработки контрмер в условиях усиливающегося санкционного давления. Большого внимания требуют социальная сфера, меры поддержки малообеспеченных категорий населения. Также главным остается системный контроль за реализацией действующей нормативной правовой базы.  

Без преувеличения скажу – нам по силам находить оптимальные пути решения возникающих проблем. Каждый комитет быстро включился в процесс. С начала созыва уже состоялись четыре сессии ЗСК, где помимо организационных вопросов по формированию кубанского парламента, созданию партийных фракций, которых, к слову, у нас четыре, приняли ряд важных решений.

Так, мы внесли изменения в бюджет Краснодарского края на этот год и последующий двухлетний период, увеличив его доходную часть на 20 млрд рублей. Рост собственных доходов за 9 месяцев текущего года составил 219 млрд рублей, что почти на 27 млрд больше, чем было за аналогичный период прошлого года. Это самое лучшее доказательство того, что регион продолжает стабильно развиваться вопреки непростым условиям. Наши аграрии дали поводы для гордости. В этом году кубанский каравай стал весить рекордные 15 миллионов тонн зерновых и зернобобовых, из них более 10 млн тонн пшеницы. Особо обращаю ваше внимание на то, что 85 процентов – это твердая пшеница, из которой можно печь хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия. И все это стало возможным в том числе благодаря инструментам комплексной господдержки отрасли.

Причем не только по линии сельского хозяйства. На последней сессии ЗСК докапитализировали краевой Фонд развития промышленности на полмиллиарда рублей. Это важная структура предоставляет нашим заводам и фабрикам возможность получать льготные кредиты на модернизацию и расширение производства, что позволяет им усиливать импортозамещение, осваивать новые линейки продукции, увеличивать количество рабочих мест. Вот такой наш кубанский ответ на введенные против России санкции со стороны недружественных стран. И в таком ключе мы будет продолжать действовать и далее.

Развитие и поддержку промышленности, а также других ведущих отраслей экономики региона включает в себя программа, с которой единороссы Кубани шли на эти выборы. Как вы знаете, я возглавлял партийный список, в ЗСК создана фракция, состоящая из 62 депутатов, доверивших мне ею руководить. На данном этапе задача членов партии власти – выполнение всех взятых на себя обязательств. О развитии кубанского АПК я уже сказал. В сфере здравоохранения безусловным приоритетом для нас остается решение проблемы кадрового дефицита, рост качества медицинской помощи, доступность первичного звена здравоохранения, по линии образования – поддержка педагогов, строительство новых школ и детских садов, приобретение школьных автобусов.

Иными словами, работы много, и мы, опираясь на доверие жителей края, будет решать поднимаемые ими вопросы.

– Вы сказали, что депутатский корпус седьмого созыва начал работу не с чистого листа. Что можно выделить основополагающего из сделанного предыдущим составом парламента?

– Депутаты шестого созыва создали основательный запас наработок по каждому из направлений экономики и социальной сферы.

Значимым нормативным правовым актом, определившим векторы законотворческой работы комитетов на длительную перспективу, стала принятая по инициативе губернатора края Стратегия социально-экономического развития Кубани до 2030 года. 

В числе ее приоритетов – развитие промышленности. Краевым законом «О промышленной политике» заложена правовая основа для работы Фонда развития промышленности Кубани, о котором я уже сегодня говорил. 

Важный пакет законов сформирован и в сфере АПК. Развитие животноводства, производство органической продукции, виноградарство и виноделие, сохранение плодородия почв и защита земель сельхозназначения от угроз нецелевого использования – все эти важнейшие для кубанского села вопросы получили свое законодательное решение. Депутатами профильного комитета, действовавшими в тесной связке с региональным Минсельхозом, сделано все, чтобы Кубань по-прежнему оставалась всероссийской житницей, надежным гарантом продовольственной безопасности России.

В феврале 2018 года депутаты ЗСК направили в Правительство РФ обращение по вопросу снижения административных барьеров для сельхозтоваропроизводителей при получении ими лицензий на производство, хранение, поставку и розничную продажу вина. Данная инициатива была поддержана федеральным центром, и наши гаражники получили новый импульс к ведению своего бизнеса.

Мы уделяли внимание актуальным вопросам развития энотуризма. Он является одним из двигателей региональной экономики, формирует имиджевую составляющую Кубани. Благодаря ему появляются новые источники дохода, что, соответственно, дает дополнительные возможности развития территорий.

Особое внимание – совершенствованию инвестиционного климата. За последние два года целый ряд изменений и дополнений был внесен в базовый закон «О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае», установлены дополнительные преференции при реализации масштабных инвестпроектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

Потенциал налоговой политики также использовался для придания динамики отдельным отраслям и секторам кубанской экономики, стимулирования стратегически значимых направлений. Неоднократно разрабатывались изменения в сфере налогового законодательства. Так, на одной из весенних сессий было принято решение о предоставлении преференций в качестве меры налоговой поддержки компаниям, работающим в области информационных технологий.

К ключевым отраслям нашей экономики относится также санаторно-курортный комплекс. Кубань – главное направление внутреннего туризма в России, и законодательному обеспечению развития этой отрасли придавалось и придается большое значение. На постоянном контроле основные отраслевые законы – «О государственной поддержке санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края» и «О туристской деятельности в Краснодарском крае».

В период работы шестого созыва в России был начат эксперимент по внедрению курортного сбора. Депутаты ЗСК обеспечили формирование соответствующей законодательной базы, что позволило ускорить процесс благоустройства курортных территорий, облагородить отдельные зоны побережья и предгорных здравниц. На этот год по предложению главы края парламентарии увеличили размер курортного сбора до 50 рублей на территории Сочи и до 30 рублей на остальных территориях, входящих в зону эксперимента. Это позволит заметно преобразить вид наших курортов, сделать их привлекательнее и повысить конкурентоспособность на мировом и российском рынках туруслуг. Вопросы эффективного и своевременного расходования средств курортного сбора продолжат оставаться в поле зрения профильного комитета ЗСК и в текущем созыве.

По инициативе губернатора были внесены поправки в краевой Градостроительный кодекс, которые позволили защитить от стихийной застройки наше побережье. Были приняты нормативные правовые акты о субсидировании из краевого бюджета авиационных и морских перевозок отдыхающих. На июньской сессии рассмотрели постановление «О развитии внутреннего туризма и создании условий, необходимых для диверсификации туристского продукта, в Краснодарском крае».

В шестом созыве мы усовершенствовали такой формат работы, как Дни муниципальных образований в Законодательном Собрании края – сместили акцент на анализ социально-экономической ситуации в территориях и работы органов местного самоуправления. Теперь особый упор делаем на выявление факторов, сдерживающих развитие муниципалитетов.

Большое внимание уделялось социальной политике. Профильные комитеты занимались совершенствованием краевой нормативной правовой базы в областях культуры, образования, здравоохранения, соцзащиты, оперативно приводили ее в соответствие с меняющимся федеральным законодательством.

Самое главное – работа над краевым бюджетом. Редкая сессия ЗСК обходится без рассмотрения вопроса по его корректировкам. Я уже рассказал, какие на прошлой сессии приняли поправки в бюджет этого года. Сейчас профильный комитет приступил к изучению проекта регионального бюджета на следующий год. Очерчивая контуры его расходных статей, отмечу, что бюджет на очередную трехлетку сформирован в программном формате. То есть расходы направляются в рамках реализации 26 краевых госпрограмм. Наибольший удельный вес имеют и будут иметь программы социальной направленности. Это наш неизменный приоритет.

Такова позиция Законодательного Собрания Краснодарского края, которое работает в тесном взаимодействии с командой губернатора Кубани Вениамина Ивановича Кондратьева.

– Юрий Александрович, одним из стратегических документов, в котором четко определены объемы финансирования социально-экономического блока Краснодарского края с целью его дальнейшего развития, является соответствующая одноименная программа. Какие изменения в нее предлагают ваши коллеги? Что в зоне особого внимания парламентариев?

– На постоянном контроле депутатского корпуса находится исполнение всех мероприятий государственной региональной программы по социально-экономическому инновационному развитию Краснодарского края, поскольку второстепенных по значимости вопросов в ней просто нет. Важен каждый из них. При этом отмечу, что документ корректируется по мере необходимости, а не только раз в год. И, безусловно, у депутатов ЗСК, представляющих профильные комитеты регионального парламента, есть свое мнение относительно того, какие изменения должны вноситься в программу, а какие – нет. Последний раз эту тему мы с коллегами обсуждали буквально пару недель назад на расширенном заседании комитетов с участием представителей наших отраслевых ведомств и органов местного самоуправления, где согласовали ряд поправок в стратегический документ.

Говоря о работе на ближайшую перспективу, уточню, что на таких заседаниях будут, в первую очередь, рассматриваться корректировки госпрограмм, касающихся вопросов социально-экономического развития Кубани.

У нас сегодня довольно много направлений, требующих постоянной финансовой «подпитки» за счет федерального, регионального и муниципальных бюджетов. Тем не менее согласованные на октябрьской встрече в стенах Заксобрания изменения в профильную госпрограмму связаны по большей части с дальнейшим развитием городского наземного электротранспорта. Эта проблема со временем не теряет своей актуальности, и я бы даже сказал, что с каждым годом она становится только острее. Ведь все мы видим, как быстро растет население крупных городов Кубани, как кратно увеличивается в них пассажиропоток. И для четкой логистики перевозок миллионов людей, на мой взгляд, нужны кардинальные подходы по ее совершенствованию.

Так, при общем увеличении финансирования программы на 9,2 миллиарда рублей на 2022-2025 годы подавляющая часть данной суммы пойдет на реализацию концессионного соглашения о создании и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры для трамваев и троллейбусов. В Краснодаре, в частности, на эти средства планируется построить более 28 километров трамвайных веток. При этом на расширенном заседании была согласована покупка в текущем году на условиях лизинга 60 троллейбусов вместо трамвайных вагонов.

Кроме этого, программу по социально-экономическому инновационному развитию Краснодарского края мы дополнили еще одним мероприятием. В рамках его исполнения юрлица получат субсидии на создание индустриальных или, как мы их чаще называем, промышленных парков. Порядка 5,7 миллиарда рублей в 2022-2024 годах, к примеру, планируется направить на создание промпарка в Армавире. А второго ноября, как вы знаете, новый многоотраслевой парк открыли в Кавказском районе. Там разместятся технологические комплексы предприятий пищевой промышленности и производители целлюлозно-бумажной продукции. Первый же резидент – «Кубанский бювет» – будет выпускать бутилированную и минеральную воду, сокосодержащие напитки, лимонады, в том числе по таким позициям, которые не так давно ушли с отечественного рынка.  Промышленность – это один из приоритетов в нашей работе. Именно поэтому мы оказываем всестороннюю поддержку отрасли.

В программу по социально-экономическому инновационному развитию Краснодарского края включено немало позиций, по которым предстоит работать и исполнительной, и законодательной властям. Отвечая на ваш вопрос по изменениям в профильный документ, я назвал ключевые из них, которые рассматривались депутатами в последнее время.

– Законодательное Собрание Краснодарского края является активным участником ЮРПА. С какими основными инициативами кубанские депутаты выйдут на предстоящую осеннюю XXXVII конференцию ЮРПА?

– Мы подготовили на рассмотрение наших коллег несколько вопросов. Среди них Обращение к председателю Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Владимиру Ивановичу Кашину о контроле в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. В этом документе мы предлагаем устранить имеющийся сейчас правовой пробел – внести изменения в федеральное законодательство в части установления административной ответственности за нарушение требований к обеспечению плодородия земель сельхозназначения, а также в части реализации региональными органами госвласти полномочий по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в этой сфере.  

Второе наше обращение к министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства страны Иреку Энваровичу Файзуллину по вопросу изменения федерального законодательства в части проектирования и строительства организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. Здесь речь идет об изменениях, предусматривающих специальные технические условия при проектировании коррекционных школ для детей-инвалидов, в части возможности использования земельных участков со значительно меньшей площадью при размещении таких объектов в условиях застроенных территорий. Считаем, что принятие поправок повысит доступность таких организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Также мы предлагаем в структуре Южно-Российской Парламентской Ассоциации образовать комиссию по вопросам социальной адаптации военнослужащих, делам ветеранов и патриотическому воспитанию. Думаю, в нынешних условиях никому не надо объяснять ее важность и значимость.

Вопросы, которые мы выносим на рассмотрение нашей парламентской ассоциации, подсказывает сама жизнь. К примеру, недавно на планерном совещании мы обсуждали ход исполнения государственных программ, так большая часть обозначенных на совещании рисков и проблемных моментов была связана с работой недобросовестных подрядчиков. В связи с чем профильным комитетам было дано поручение подготовить соответствующие инициативы и вынести их на обсуждение Южно-Российской Парламентской Ассоциации и Совета законодателей, которые остаются действенными площадками по выработке законодательных инициатив, необходимых для развития наших регионов.