
Ю. Бурлачко.Совершенствуя законодательство, мы сможем добиться более высоких результатов
Юрий Бурлачко. Постоянно совершенствуя действующее законодательство, мы сможем добиться еще более высоких результатов в интересах региона и его жителей
В преддверии 43-й конференции Южно-Российской парламентской ассоциации, которую в сентябре примет Волгоград, председатель Законодательного Собрания Краснодарского края Юрий Бурлачко рассказал читателям нашего издания о приоритетных направлениях деятельности регионального парламента на современном этапе в разрезе актуальных для субъектов - членов ЮРПА тем.
- Юрий Александрович, традиционно на конференциях ЮРПА поднимаются вопросы, связанные с агропромом. Какими темпами на Кубани сейчас развивается АПК с учетом того, что в нынешнем году он стал заложником непогоды?
- Действительно,по прогнозам специалистов, неблагоприятные метеоусловия угрожают внести коррективы в наши планы по сбору очередного урожая, но мы все равно рассчитываем на то, что все сложится удачно.
Урожайность - предмет нашего регулярного обсуждения с коллегами, равно как и подготовка к севу и уборочным работам, самообеспеченность семенами. Все это, наряду с погодой, важнейшие составляющие успеха.
При этом положительная динамика в отрасли создается и за счет ряда других факторов. Свой достойный вклад в развитие сельского хозяйства постоянно вносит наука, разрабатываются новые федеральные и краевые меры поддержки отрасли, что в итоге дает хороший результат. Активно идет ипроцесс импортозамещения.
Сейчас из-за множества санкций достать необходимые комплектующие для сельскохозяйственных машин стало проблематично, а иногда и вовсе невозможно. Минувшим летом мы утвердили заключение специального инвестиционного контракта по реализации инвестпроекта создания на Кубани производства белорусских колесных тракторов. Уверен, строительство в Краснодарском крае завода по производству проверенной и испытанной годами белорусской техники ситуацию улучшит.
- Можно ли роль семеноводства в формировании ближайшего будущего регионального АПК назвать определяющей?
- Безусловно. Ведь именно с развитием данной отрасли мы связываем серьезные подвижки в селекционной работе, постепенный уход от импортного материала, что, в свою очередь, будет способствовать реализации политики импортозамещения. Доктрина продовольственной безопасности России,утвержденная Президентом страны, предполагает, что к 2030 году отечественный агропром должен быть обеспечен семенами отечественной селекции на уровне не менее 75 процентов. Считаю, что у Краснодарского края есть все возможности и, главное, потенциал, для того, чтобы достичь указанных показателей одним из первых в стране и стать основным поставщиком семян в России.
Год назад в силу вступил принятый региональным парламентом закон «О семеноводстве сельскохозяйственных растений в Краснодарском крае». Отмечу, что это первый такого рода документ на уровне субъектов страны. Сейчас уже можно уверенно говорить о его эффективности.
Об этом, к примеру, достаточно красноречиво свидетельствуют некоторые цифры, на которые я обратил внимание при изучении аналитических материалов о складывающихся в отрасли тенденциях.
Так,по данным Южного межрегионального управления Россельхознадзора, с января по май 2025 года на Кубань импортировали всего 856 тонн семян зарубежного производства. Это на 70 процентов меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем, в основном из-за границы везли семена гороха, капусты, арбуза и томата. Но эти агрокультуры хотя и имеют высокую пищевую ценность, но все же не считаются определяющими в формировании щита продовольственной безопасности и края, и страны в целом. А вот что касается ключевых сельхозрастений, то здесь все идет к тому, чтобы полностью перейти на использование семян собственной селекции. В настоящее время ими в регионе сейчас засеваются почти все площади озимых зерновых, а также риса, около 80% площадей сои. Растет доля отечественных семян кукурузы и подсолнечника. В 2024 году ими была засеяна почти половина полей, занятых данными культурами.
Общая площадь семенных посевов по итогам прошлого года превысила на Кубани 333 тысячи гектаров. Это ли не результативность действующего краевого законодательства?
Естественно, что движение отрасли вперед невозможно без ее стабильного и достойного финансирования. Объемы направляемых на семеноводство ассигнований неуклонно растут на протяжении последних десяти лет. Если в 2015 году они составляли всего 105 млн рублей, то сейчас - порядка 410 млн. Сумма господдержки увеличилась почти в 4 раза.
Если говорить о плодородии земель, от которого в сельском хозяйстве зависит практически все, то депутаты Законодательного Собрания держат этот вопрос на особом контроле и предпринимают все меры для сохранения и восстановления кубанских черноземов.
На июньской сессии мывнесли важнейшие изменения в региональное законодательство в части сохранения плодородия почв. Введена в том числе и административная ответственность за неисполнение связанных с этим требований. В ближайшие месяцы будет вестись разработка механизма по исполнению данного закона муниципалитетами. Поэтому документ вступит в силу в марте следующего года.
- Юрий Александрович, теперь давайте коснемся другого не менее важного вопроса. Недавно вступил в силу Федеральный закон №33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Еще до принятия этот нормативный правовой акт вызвал живую дискуссию. Как он будет реализован на Кубани?
- Местное самоуправление объявлено в стране базовым приоритетом государственной политики. Инициатором нового витка совершенствования и развития этого института выступил Президент России Владимир Владимирович Путин, предложив в одной из поправок к Конституции РФ закрепить местное самоуправление в качестве элемента системы публичной власти.
Затем последовал скрупулезный процесс разработки нового федерального закона. Проект детально обсуждался с регионами, так как напрямую касался каждого.
К первому чтению был подготовлен документ, предполагающий обязательный для всех субъектов переход на одноуровневую систему местного самоуправления с ликвидацией поселенческого уровня местной власти. Как раз этот момент и стал одним из широко обсуждаемых.
Федеральный центр прислушался к голосу регионов, и перед вторым чтением, состоявшимся в марте в Государственной Думе, группа депутатов во главе с председателем нижней палаты парламента Вячеславом Викторовичем Володиным подготовила поправки, которые в том числе разрешают субъектам РФ сохранять двухуровневую систему.
Каждая из моделей имеет свое практическое применение и эффективна в условиях того или иного субъекта. Например, двухуровневая имеет практическую пользу для регионов со значительной территориальной разобщенностью. Кубань в этом плане более «компактна», удаленность поселений от райцентра во временном интервале в редких случаях превышает час.
Но, подчеркну, этот критерий не является основополагающим. В Краснодарском крае сейчас сложилась смешанная система организации местного самоуправления, включающая в том числе муниципальные округа, которую 33-й ФЗ позволяет сохранить.
Какой путь все же выберет Кубань? Делать выводы пока преждевременно. В полной мере этот федеральный закон вступит в силу с 1 января 2027 года в части полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, в том числе с учетом особенностей организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, образующих двухуровневую систему организации местного самоуправления - сельских поселений, городских поселений, муниципальных районов.
Профильный комитет ЗСК, возглавляемый Андреем Александровичем Дорошевым, держит реализацию положений закона на особом контроле.
В начале июня в парламенте под руководством моего заместителя Владимира Андреевича Бекетова в расширенном формате прошло заседание рабочей группы комитета, в котором приняли участие представители органов исполнительной власти, краевых ведомств.
Депутаты и эксперты обсуждали реализацию широкого перечня полномочий. В результате участники совещания пришли к мнению, что на Кубани сейчас выстроена эффективная система распределения полномочий. И пока нет четкой тенденции к выстраиванию у нас одноуровневой модели.
Вместе с тем работа начата, и представители органов власти поблагодарили депутатский корпус за активизацию данного процесса. Хоть впереди еще, казалось бы, полтора года, на самом деле времени не так уж и много.
Замечу, что еще до принятия 33-го федерального закона в качестве эксперимента внедрили одноуровневую модель в трех пилотных муниципальных образованиях - Ленинградском, Приморско-Ахтарском и Туапсинском районах. С 1 января 2025 года они уже в полную силу работают в новом статусе муниципальных округов.
Предстоит сделать немало. Подлежит корректировке ряд как федеральных, так и краевых нормативных правовых актов. Но принятие 33-ФЗ - это, несомненно, важнейший шаг и новая веха развития местного самоуправления.
При этом во главу угла мы ставим интересы наших граждан, избирателей, поэтому решение будет максимально взвешенным и выверенным.
- Что можно сказать о региональной государственной поддержке разных категорий граждан?
- Это наиважнейшие для нас вопросы, ведь мерами соцподдержки на Кубани пользуется целый ряд льготных категорий населения. Но я хотел бы подробнее остановиться на многодетных семьях и участниках специальной военной операции.
В Краснодарском крае действует порядка 20 нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников СВО и членов их семей. Они касаются льгот в жилищных, коммунально-бытовых, имущественных и других социальных вопросах. В частности, помимо различных выплат, поддержка и помощь нашим воинам гарантирована при газификации домовладений, медицинском обслуживании, поиске работы, санаторно-курортном лечении, социальном и юридическом обслуживании. Также соответствующий закон предоставляет право на бесплатное получение в собственность земельного участка участникам СВО, имеющим особые заслуги.
Мы и дальше продолжим уделять самое пристальное внимание нуждам наших бойцов. Будем рассматривать и другие меры поддержки, поскольку они на передовой отстаивают интересы государства и своим ратным трудом заслуживают особого отношения.
Принятые решения обязательно сверяем с коллегами на федеральном уровне. Всецело разделяю позицию председателя Госдумы Вячеслава Викторовича Володина, который считает, что в такой чувствительной сфере, как эта, недостаточно просто сформировать правовое поле. Законы о поддержке бойцов необходимо постоянно совершенствовать с учетом всех появляющихся вызовов и их преодоления.
Что касается поддержки многодетных семей, сейчас их в крае более 94 тысяч, в них воспитываются свыше 309 тысяч детей. Для них предусмотрены различные меры социальной поддержки. Все выплаты ежегодно индексируются, в том числе региональный материнский капитал на третьего и последующего ребенка. В текущем году его размер составляет почти 161 тысячу рублей. Этими средствами уже воспользовались порядка 2 тысяч семей. Они могут их направить на улучшение жилищных условий, газификацию, образование, медицинскую реабилитацию. Также гражданам, имеющим трех и более детей, выделяются компенсации в размере 300 тысяч рублей взамен предоставления земельного участка.
В 2023-2024 годах мы внесли изменения в соответствующие законы, по которым семьям с тремя и более детьми предоставляется 30-процентная компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. Родителям компенсируют затраты на обучение ребят по программам среднего профессионального образования – от 30 до 50% в зависимости от количества детей. Также дети получают бесплатное питание в школах, техникумах и колледжах. Школьники из многодетных семей могут бесплатно пользоваться общественным городским и пригородным транспортом, а все дети из таких семей - посещать выставки, музеи.
Кроме того, на Кубани сохранили ранее существующие меры поддержки, в том числе обеспечение лекарствами детей до 6 лет и ежегодную денежную выплату на каждого ребенка, которую с прошлого года можно направлять на покупку спортивной и школьной формы. Многодетные семьи имеют приоритет и при заключении социальных контрактов - им выделяют до 350 тысяч рублей.
- Еще одна общая для всех членов ЮРПА проблема - кадровая. Как в социальной сфере региона она решается на законодательном уровне?
– Сколько бы мы ни строили новых школ, детских садов, поликлиник, ФАПов и ВОПов, без работающих в них специалистов они просто будут стоять без дела. Нехватка врачей и учителей, особенно в сельской местности, актуальна для всей страны. Поэтому для решения проблемы приняты и действуют федеральные и региональные программы, под которые мы сформировали законодательную основу.
В рамках контроля за их исполнением мы вместе с коллегами из профильных комитетов неоднократно посещали учреждения высшего и среднего профобразования, готовящие в том числе специалистов для социальных отраслей, общались там с талантливыми и целеустремленными ребятами. Здесь главное, чтобы молодые люди знали, что они очень нужны жителям края и страны.
Только по федеральным программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер» на Кубань переехали 3,1 тысячи медработников. За счет регионального бюджета для врачей приобретено 350 служебных квартир. С 2022 года предусмотрена краевая выплата в 1 миллион рублей на первоначальный взнос по ипотеке, в том числе для медработников. Ее уже получили порядка 400 специалистов.
Также в регионе с 2024 года введена дополнительная ежемесячная выплата в 5 тысяч рублей водителям «скорой помощи», увеличен набор на бюджетные места в медицинских колледжах края.
Для педагогов тоже действуют программы поддержки на федеральном и краевом уровнях. В частности, в рамках федеральной программы «Земский учитель» в сельские школы региона приехали работать 362 специалиста. Им в помощь также дополнительная мера региональной поддержки - 1 миллион рублей на первый взнос по ипотеке. Кроме того, по инициативе главы региона Вениамина Ивановича Кондратьева с 1 января текущего года учителям увеличена ежемесячная выплата к зарплате до 10 тысяч рублей. С 1 января 2026 года они станут получать еще надбавку в 5 тысяч рублей, как и воспитатели детских садов. Премии получают и наставники, которые подготовили 100-балльников, победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников. Кроме того, помощь оказывается молодым специалистам, классным руководителям и воспитателям детских садов.
Не остались без внимания и учреждения культуры. По программе «Земский работник культуры», стартовавшей по инициативе Президента страны в этом году, единовременные компенсационные выплаты получат 33 человека.
К тому же в каждом муниципалитете действуют еще и свои меры поддержки, в том числе различные стимулирующие выплаты, компенсации за аренду жилья и ЖКХ.
Хочу подчеркнуть, что наша деятельность по дальнейшему развитию социальной сферы строится на тесном взаимодействии с командой краевой администрации во главе с Губернатором Вениамином Ивановичем Кондратьевым и при поддержке федерального центра. Уверен, что в такой связке, постоянно совершенствуя при этом действующее законодательство, мы сможем добиться еще более высоких результатов в интересах региона и его жителей.
Борис Разумовский