Тридцатое заседание Парламента РСО-Алания.Прогнозные бюджетные расчёты на следующий год обусловлены положительной динамикой поступления собственных доходов
О бюджете
Проект бюджета ближайших трех лет представил врио министра финансов РСО-Алания Касполат Бутаев. Он сообщил, что общий объем доходов на 2020 год предусматривается в сумме 30,953 млрд. рублей, расходы обозначены цифрой в 30,599 млрд. рублей, профицит запланирован в объёме 354 млн. рублей. В 2021 году доходы планируются в сумме 27 892 млрд. рублей, расходы - 27 054 млрд. рублей соответственно, профицит –838 млн. рублей. В 2022 годы основные параметры прогнозируются в объёме 29,402 млрд. рублей доходов, расходы могут составить 28,263 млрд. рублей, профицит намечается в пределах 1,138 млрд. рублей.
Прогнозные бюджетные расчёты на следующий год обусловлены положительной динамикой поступления собственных доходов в текущем году. Так, общая сумма налоговых и неналоговых поступлений республиканского бюджета в 2020 году должна составить 12,8 млрд. рублей, что на 1,150 млрд. рублей больше, чем планировалось в этом году. При этом 12,5 млрд. рублей – это общая сумма налоговых отчислений, где доминируют поступления НДФЛ, налог на прибыль организаций и акцизов.
Почти 72% всех бюджетных расходов в будущем году направятся на поддержку социальной сферы: запланировано исполнение «майских» указов и реализация социальных обязательств.
В предстоящие три года продолжит планомерно сокращаться госдолг республики: на конец 2020 года он составит 8,097 млрд. рублей или 63,2% общего объёма собственных доходов, 2021 года -7,259 млрд. рублей или 55,4%, 2022 года - 6,120 млрд. рублей или 42,8% от величины собственных поступлений.
Руководитель Контрольно-счётной палаты Инал Калицов отметил, что среди положительных тенденций - ожидаемое увеличение внутреннего регионального продукта по сравнению с уходящим годом и увеличение дотаций из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности. В то же время, по его словам, определённые риски недопоступлений содержатся в заявленных объемах доходов от различных акцизных поступлений и продажи акций, находящихся в госсобственности.
Председатель Парламента Алексей Мачнев поинтересовался у руководителя Минфина, могут ли измениться объемы субвенций и дотаций из федерального бюджета ко второму чтению. Касполат Бутаев отметил, что дополнительно будет уточняться более одного миллиарда рублей – об этом известно уже сегодня. Эти средства предусматриваются на исполнение новой госпрограммы по устойчивому развитию сельских территорий и реконструкцию республиканского стадиона «Спартак».
Депутат Медея Элдзарова обратилась к врио министра финансов с предложением рассмотреть возможность строительства нового Дворца бракосочетания во Владикавказе. Касполат Бутаев предложил отдельно обсудить этот вопрос для оценки реальных перспектив его решения.
«Главное – человек и его достойное существование», - убеждена депутат Светлана Доева. Она отметила, что не заметить то многое, что делается в республике по строительству новых социальных объектов и ремонту дорожного хозяйства невозможно. Однако, по ее словам, в будущем бюджете не заложено достаточно средств на повышение зарплат работникам бюджетной сферы.
В свою очередь Нох Токаев положительно оценил работу по качеству подготовки законопроекта. Однако для решения многих социальных вопросов, на его взгляд, необходим рост экономики в 4-5% ежегодно за счёт развития производственных мощностей и обеспечения занятости населения. Конкретизация крупных инвестпроектов, с учётом новых предложений Правительства России для ряда регионов, также требует отдельной и кропотливой работы. Депутат считает, «нельзя воспринимать новые возможности использования средств на инвестиционные проекты в качестве компенсационных уступок по долгам – это вовсе не светлое будущее без обязательств».
Следующим вопросом депутаты обсудили поправки в текущий бюджет. По словам Касполата Бутаева, из федерального бюджета поступили субсидии в общей сумме 861 млн. рублей. Из них 410 млн. рублей будут направлены на обеспечение дорожной деятельности, 196 млн. рублей – на страховые взносы обязательного медстрахования, свыше 35 млн. рублей на господдержку малого и среднего предпринимательства, а более 20 млн. рублей на ежемесячные выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.
Помимо этого на 155 млн. рублей увеличиваются ассигнования на социально значимые расходы бюджета. Также законопроект предусматривает целый ряд внутриведомственных перераспределений по отдельным направлениям в пределах общего объема расходов.
Таким образом, обновлённые основные параметры бюджета на 2019 год составили по доходам - 32,981 млрд. рублей, расходам - 33,324 млрд. рублей, дефицит – 343,5 млн. рублей.
Парламентарии заслушали также отчёт Правительства республики об исполнении бюджета за 9 месяцев текущего года. В целом, все показатели соответствуют своему финансовому периоду: доходы исполнены в сумме 21,058 млрд. рублей или 65,5%, расходы - 20,560 млрд. рублей или 62,8%, профицит сложился в сумме 498 млн. рублей. Собственные доходы исполнены на 8,611 млрд. рублей – это более 75%. Заработная плата работникам бюджетной сферы выплачена в общей сумме 4,465 млрд. рублей или 78% от утверждённых годовых назначений.
В продолжение бюджетной темы руководитель Территориального фонда ОМС Казбек Дзлиев бюджет ТФОМС на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Согласно документу, доходы запланированы в сумме 9 226 095,8 тысяч руб., в 2021 году – 9 770 741,3 тысяч руб., в 2022 году – 10 295 646,9 тысяч руб. Расходы фонда на плановый период составят соответственно 9 226 095,8 тысяч руб., 9 770 741,3 тысяч руб. и 10 295 646,9 тысяч руб.
В документе учтены субвенции федерального Фонда на выполнение переданных органам государственной власти субъектов РФ полномочий в сфере обязательного медстрахования: в 2020 году – 8 824 983,6 тысяч руб., в 2021 году – 9 354 793,9 тысяч руб. и на 2022 году – 9 863 061,6 тысяч руб. Как отметил Казбек Дзлиев, размер субвенции в 2020 году по сравнению с нынешним увеличен на 535 млн руб.
Была озвучена и сумма средств на оплату медицинской помощи, оказанной за пределами Северной Осетии лицам, застрахованным на территории республики: в 2020 году эта сумма составит 733 192,2 тысяч руб., в 2021 году – 760 320,3 тысяч руб. и в 2022 году – 790 733,1 тысяч руб.
Еще один важный вопрос – повышение квалификации медицинских работников, приобретение и ремонт медоборудования. На эти цели в 2020 году планируется направить 124 819,2 тысяч руб., 129 431,6 тысяч руб. и 134 608,9 тысяч руб. в 2021-2022 годах, соответственно.
Приводятся в соответствие
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ вносятся изменения в республиканский закон о межбюджетных отношениях. В частности, уточняются полномочия органов госвласти республики и местного самоуправления по установлению единых нормативов отчислений в бюджеты соответствующих муниципальных образований от отдельных видов неналоговых платежей. Это связано с необходимостью расширения собственной доходной базы местных бюджетов. Предусматривается обязательность заключения соглашений между Минфином республики и главами местных администраций, получающих дотации на выравнивание местных бюджетов, в которых будут перечислены меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов. Для расчёта налогового потенциала МО и городского округа в состав налоговых доходов добавлены единый налог, взимаемый при использовании «упрощёнки», а также налог на имущество организаций.
Вице-спикер Асланбек Гутнов представил проект закона республики о внесении изменений в закон об образовании. Документ вводит положения, наделяющие Правительство полномочиями по созданию условий для проведения независимой оценки качества условий образования в образовательных организациях. Еще одно нововведение - возможность изучения русского языка не только как государственного, но и как родного языка из числа языков народов Российской Федерации, что подразумевает другую программу его изучения. При этом свободный выбор языка образования осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетнего ученика.
В первом чтении приняты изменения в республиканский закон об административной ответственности за отдельные виды правонарушений. Речь идет об установлении ответственности за нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящегося в республиканской и муниципальной собственности.
Были рассмотрены поправки в закон о выборах в органы местного самоуправления, призванные урегулировать порядок подачи документов в территориальные избирательные комиссии. Так, уточняется время предоставления в соответствующую избирательную комиссию документов для уведомления о самовыдвижении или выдвижении кандидата из муниципального списка избирательным объединением до 18.00 часов по местному времени последнего дня, установленного законом срока.
Вносятся изменения и в закон о предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории республики. Согласно действующим нормам, многодетным семьям Северной Осетии земельные участки предоставлялись для трех целей: для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства и ведения садоводчества. Поправками исключается понятие «дачное строительство», - пояснил министр госимущества и земельных отношений Руслан Тедеев. Соответствующие изменения в федеральном законодательстве вступили в силу с 1 февраля текущего года.
В первом чтении рассмотрен проект закона, регулирующий отношения в области обращения с отходами производства и потребления, который представил руководитель профильного комитета Георгий Тетцоев. Было отмечено, что в федеральном законодательстве порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в указанной области. В действующем же республиканском законодательстве эти полномочия отнесены к полномочиям Правительства республики.
О мерах социальной поддержки
Министр труда и социального развития республики Борис Хубаев внес на рассмотрение законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты РСО-Алания. Изменения касаются, в частности, установленных Правительством республики в 2010 году социальных гарантий по оплате жилищно-коммунальных услуг (в денежной форме) отдельным категориям граждан, работающим в сельской местности, которые, как подчеркнул докладчик, были приостановлены с 2016 года в связи с «размытостью распространения меры социальной поддержки на всех членов семьи».
Учитывая принцип справедливости и адресности системы социальной защиты, поправками закрепляется право на данную льготу за самим носителем социальной гарантии – педагогическим и медицинским работником и специалистом государственной ветеринарной службы.
Принятие законопроекта позволит возобновить действие республиканского закона, а значит и выплат. Кроме того, предусматривалось признать утратившим силу такую меру соцподдержки как единовременная выплата на каждого новорожденного ребенка (именной счет «ФАРН»), которая, как было отмечено, дублирует другие виды госпомощи, установленные на детей, рожденных либо усыновленных после 31 декабря 2017 года. Например, единовременное пособие при рождении ребенка в размере 17 с половиной тысяч руб.
«Наличие федеральных мер поддержки семей, имеющих детей, не может являться аргументом для отказа от мер республиканской социальной, семейной и демографической политики, - считает руководитель профильного комитета Лариса Ревазова. - Республика входит в число тех субъектов, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация. Поэтому за счет средств федерального бюджета нуждающимся в поддержке семьям производится ежемесячная денежная выплата в размере прожиточного минимума при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет».
Алексей Мачнев, комментируя итоги обсуждения данного вопроса, отметил следующее:
- Этот вопрос затрагивает большое количество граждан. Хочу отметить, что результатом встречи с Главой республики и Председателем Правительства достигнуто понимание того, что эту норму необходимо сохранить. Что касается льгот по оплате услуг ЖКХ сельской интеллигенции: на протяжении нескольких лет при принятии бюджета республики выплаты данной категории приостанавливались. На сегодняшний день проведена большая работа, для того чтобы реанимировать этот закон и с учетом бюджета производить выплаты точечно. Таким образом, будет возобновлено действие республиканского закона.
Необходимо навести порядок
Депутатским корпусом была заслушана информация о деятельности Межрегионального территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу. Итоги проведенной работы за 9 месяцев этого года представил врио заместителя начальника Управления Таймураз Бизикоев.
По его сообщению, на текущий момент контролю и надзору ведомства подлежит более 430 хозяйствующих субъектов, из них 294 имеют лицензии на перевозку пассажиров автобусами, свыше 77 – удостоверения допуска к осуществлению международных автоперевозок. За отчетный период проведено более 200 проверок, выявлено более 100 нарушений.
Докладчик отдельно остановился на плановых проверках, которые с мая прошлого года проводятся с новыми правилами Ространснадзора. Так, применение чек-листов позволило более качественно проводить контрольные мероприятия, поскольку они включают в себя перечень вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении обязательных требований.
Одним из приоритетных направлений деятельности Госавтодорнадзора – выявление и пресечение деятельности нелегальных перевозчиков пассажиров. За отчетный период сумма штрафов по данному виду нарушений составила более 17 млн руб. – это 38 случаев осуществления перевозок без лицензии и 330 факта перевозки без карты маршрута.
«Особое внимание уделялось контролю за выполнением установленного расписания в вечерние часы. Проверки проводятся еженедельно после 20.00 час. За неудовлетворительную работу на маршруте составлено 38 протоколов, вынесено 36 постановлений о привлечении к ответственности на 380 тысяч руб.», - отметил он.
Важным направлением работы ведомства является контроль за обеспечением доступности для людей с ограниченными возможностями объектов транспортной инфраструктуры. В приоритете также обследование автомобильных дорог федерального значения, весовой и транспортный контроль на двух стационарных пунктах, размещенных на 497 км а/д «Кавказ» и 0 км а/д «Владикавказ – Н. Ларс».
Всего Межрегиональным территориальным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу проведено 199 рейдовых мероприятий, в результате которых проверено 920 транспортных средств. Нарушения выявлены на сумму около 14 млн руб.
В своем содокладе руководитель профильного комитета Валерий Бурдзиев озвучил ряд вопросов, требующих более внимательного отношения со стороны Управления. Это касается, прежде всего, повышения качества контроля за перевозками пассажиров и багажа по заказу, поскольку данный вид перевозок не предусматривает получение лицензии, а осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме и не более трех раз в течение одного месяца. «Поэтому перевозчики во избежание исполнения лицензированных требований осуществляют, по сути, регулярные перевозки под видом заказных. Примером данного факта могут служить осуществление межсубъектных перевозок с прилегающих территорий Автовокзалов № 1 и 2, а также с железнодорожного вокзала», - подчеркнул депутат.
Также необходимо усилить контроль в проведении ежедневного технического осмотра транспорта перед выходом на линию, проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей.
Кроме того, по мнению председателя комитета, недостаточно представлена информация контрольно-надзорных функций в части антитеррористической защищенности на железнодорожном и воздушном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.
Учитывая важность обсуждаемой темы, от депутатского корпуса ожидаемо последовали злободневные вопросы, касающиеся технического состояния маршруток, их графика работы в вечернее время. Говорилось также о проблеме, связанной с отсутствием оказания необходимых услуг пассажирам в аэропорту во время задержки авиарейсов.
Была озвучена и проблема транспортной загруженности улицы Московской в столице республики. Председатель комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению Тимур Ортабаев поинтересовался контролем на данном участке. В свою очередь Георгий Казбеков, будучи специалистом в данной сфере, уточни , что дорожное полотно этой улицы разрушается, но не по вине подрядчика, а по причине большегрузных машин, которые курсируют по дороге с перегрузом. «Как вы их отслеживаете? Насколько я знаю, у Управления для этого имеется передвижная машина весового контроля», - спросил он. Как оказалось, рейды не проводятся из-за неисправности данного передвижного весового оборудования.
Гарий Кучиев, говоря о расписании маршрутов, призвал не забывать и о межрайонных перевозках, а Фуад Кязымов обратил внимание на необходимость проведения не только предрейсовых, но и послерейсовых осмотров.
В продолжение темы о нелегальных перевозчиков пассажиров Таймураз Бизикоев отметил, что в конце прошлого года Управление направило в соответствующе органы восемь дел на приостановление деятельности, но ни по одному не было получено положительного решения.
В этой связи выступил министр промышленности и транспорта республики Хайдарбек Бутов. Он отметил, что с Госавтодорнадзором, как главным контролирующим органом, проводятся совместные рейды по выявлению указанных нарушений. Кроме того, по его словам, все ограничивается лишь штрафами, однако он рассчитывает, что работа в данном направлении будет продолжена с отзывом лицензий.
Приняты законы
На заседании в окончательном чтении приняты следующие законы:
- «О внесении изменений в Конституционный закон Республики Северная Осетия – Алания «О системе органов государственной власти в Республике Северная Осетия – Алания»;
- «О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Северная Осетия – Алания «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Северная Осетия – Алания, проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов Республики Северная Осетия – Алания, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности»;
- «О внесении изменения в Закон Республики Северная Осетия – Алания «Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений»;
- «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «О приватизации государственного имущества в Республике Северная Осетия – Алания»;
- «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «О бюджетном процессе в Республике Северная Осетия – Алания»;
- «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «О квотировании рабочих мест в Республике Северная Осетия – Алания»;
- «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Республике Северная Осетия – Алания»;
- «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «О торгово-промышленных палатах Республики Северная Осетия – Алания»;
- «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «О сохранении, использовании и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народа Республики Северная Осетия – Алания»;
- «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «О музеях и музейном деле в Республике Северная Осетия – Алания»;
- «О зеленом фонде городских и сельских поселений Республики Северная Осетия – Алания»;
- «О внесении изменения в статью 91 Закона Республики Северная Осетия – Алания «Об особенностях регулирования земельных отношений в Республике Северная Осетия – Алания»;
- «Об ответственном обращении с животными в Республике Северная Осетия – Алания».