Выступление Александра Ищенко о поправках к Конституции России
Председатель Законодательного Собрания Ростовской области Александр ИЩЕНКО (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») на внеочередном заседании донского парламента выступил с докладом по вопросу поддержки Федерального закона о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».
Текст выступления:
«Уважаемый Василий Юрьевич!
Уважаемые депутаты!
Сегодня областному депутатскому корпусу предстоит выразить своё отношение к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции России «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».
Именно сегодня, 12 марта 2020 года центр конституционного законотворческого процесса находится в региональных парламентах России.
Но точкой отсчёта этого процесса стало Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, оглашённое 15 января нынешнего года.
Глава государства внёс на обсуждение ряд идей о закреплении в Конституции страны дополнительных положений, которые посчитал обоснованными и важными для дальнейшего развития России как правового государства, где высшей ценностью являются свободы и права гражданина, достоинство человека, его благополучие.
Поскольку поправки, предложенные Президентом, не затрагивают фундаментальных основ действующей Конституции, заложенных в 1-й, 2-й и 9-й главах, их принятие не требует созыва Конституционного Совещания и проведения референдума. Однако Президентом предложено провести всенародное голосование по всему пакету конституционных новелл, так как они касаются существенных изменений политической системы, деятельности исполнительной, законодательной и судебной власти.
Напомню, что в соответствии с распоряжением Президента была образована рабочая группа по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию. В состав этой рабочей группы вошли 75 человек, наделённые максимально высокой степенью доверия и уважения в нашем обществе.
Текст законопроекта о поправках к Конституции Российской Федерации был внесён Президентом России в Государственную Думу 20 января. А 23 января законопроект был принят в первом чтении.
Конституционные инициативы Президента вызвали горячий отклик и большой общественный резонанс. В рабочую группу поступило около тысячи предложений, оформленных в 391 официальную поправку.
В последний день, отведённый для внесения поправок ко второму чтению президентского законопроекта, свои окончательные поправки внёс глава государства. Владимир Владимирович Путин постарался учесть все существенно важные предложения, которые обсуждались на его встречах с рабочей группой по подготовке изменений в Основной закон страны.
10 марта законопроект о поправке в Конституцию был принят во втором чтении, а вчера принят в третьем чтении Государственной Думой, и одобрен Советом Федерации Федерального Собрания России.
Председателем Совета Федерации Валентиной Ивановной Матвиенко закон оперативно был направлен для рассмотрения в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В случае одобрения законодательными органами не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации закон будет направлен Председателем Совета Федерации Президенту страны для подписания.
Предусматривается поэтапная процедура вступления закона в силу. Поле частичного вступления в силу Президент направит закон в Конституционный Суд, который проверит предлагаемые изменения и нормы на их соответствие неизменным 1-й, 2-й и 9-й главам Основного закона.
Общероссийское голосование по поправкам к Конституции будет проведено только в случае положительного заключения Конституционного Суда Российской Федерации.
При условии одобрения поправок в результате всенародного голосования Президент издаст указ об опубликовании текста Конституции с учётом внесенных изменений.
Что необходимо подчеркнуть?
Проект конституционных поправок фиксирует итог развития страны и накопленный потенциал за почти 27 лет, прошедшие после принятия действующей Конституции России.
За этот период наша страна преодолела множество испытаний, окрепла и достигла по сравнению с 1993-м годом совершенно иного уровня стабильности и возможностей для дальнейшего развития.
Иными стали гражданское общество, устремления и ожидания людей, в том числе и требования, адресованные органам власти.
Сегодня инициативы, воплощённые в поправки к Конституции, являются своевременным ответом на общественный запрос, на необходимость обеспечить социальные и политические гарантии для благополучного развития нашего общества и нашего государства, развития долгосрочного - без потрясений и революций.
Фактически достижения нашей страны позволяют закрепить в Конституции конкретные механизмы, обеспечивающие социальный характер нашего государства.
А именно. Устанавливается, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума. Закрепляется обязательная индексация социальных пособий и иных социальных выплат, а также не реже одного раза в год - пенсий.
На конституционном уровне определяется, что система пенсионного обеспечения формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений.
Основной закон в обновлённой редакции станет долгосрочным договором между властью и обществом, подтверждающим социальные обязательства государства вне зависимости от экономической ситуации.
И то, что сейчас, в последние дни происходит на сырьевых и финансовых рынках, как раз подтверждает своевременность закрепления конституционных социальных гарантий для граждан нашей страны.
Второй блок поправок объясняется всё более агрессивными вызовами глобального характера. Очевидной становится необходимость более надёжной защиты государственного суверенитета нашей страны.
В российском правопорядке права человека как высшая ценность и суверенитет как основа государственности являются взаимодополняющими гарантиями. Нарушение суверенитета в конечном счёте приведёт к нарушению прав и свобод граждан. Этого, безусловно, нельзя допустить.
Поэтому предлагаются поправки, запрещающие отчуждение территории Российской Федерации. Устанавливается верховенство российского права над международным, в том случае, когда не будут подлежать исполнению решения межгосударственных органов в их истолковании, противоречащем Конституции нашей страны. Предъявляются более жёсткие требования к лицам на высших постах государственной власти, в том числе и на должности главы государства.
С защитой государственного суверенитета тесно связан и третий блок поправок, нацеленный на закрепление в Конституции базовых и разделяемых всем обществом консолидирующих духовно-нравственных ценностей.
Вводятся положения о почтении памяти защитников Отечества, о защите исторической правды. Наши достижения и традиции, преемственность поколений, культура и язык, многонациональная самобытность – это то, что делает нас сильными и уникальными, это то, что скрепляет самую большую страну в мире.
Наступило время закрепить в Конституции важнейшие составляющие нашего государственного общенародного единства.
Следующий блок поправок объясняется заботой о будущем нашей страны.
В Конституцию вносится норма о детях как о важнейшем приоритете государственной политики России, закрепляется обязанность государства создавать условия для всестороннего развития подрастающего поколения.
В Конституцию вносится обязательство сохранить для будущих поколений природное богатство России и обеспечить государственную поддержку научно-техническому прогрессу.
Самый объёмный блок поправок направлен на совершенствование государственного управления, на повышение эффективности системы власти, на укрепление принципа разделения властей путём введения дополнительных элементов сдержек и противовесов в работе государственных органов.
Существенно повышается роль обеих палат Парламента, Конституционного Суда, вносится новая процедура формирования Правительства Российской Федерации. Конституционное закрепление получает Государственный Совет, который формируется Президентом. Подчёркивается, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти и осуществляют взаимодействие для наиболее полного, эффективного решения своих задач в интересах граждан нашей страны.
Для последующего развития России гарантируется необходимость сменяемости власти, в том числе и президентской.
Допускают ли конституционные изменения возможность действующему главе государства принять участие в следующих президентских выборах? Да. Но для этого сначала потребуется заключение Конституционного Суда, а в конечном итоге результат всенародного голосования по поправкам в Конституцию.
Совершенно очевидно, что обновлённая Конституция в значительно большей степени будет защищать права и свободы граждан, способствовать успешному мирному и стабильному развитию общества и государства.
В соответствии с требованиями Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» региональные парламенты обязаны рассмотреть закон Российской Федерации о поправке к Конституции, принять соответствующие постановления и направить их в Совет Федерации.
С учетом значимости предложенных Президентом поправок в наш Основной закон, профильный комитет Законодательного Собрания по законодательству предложил Законодательному Собранию принять решение об одобрении рассматриваемого Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.
Прошу всех коллег-депутатов поддержать такое решение.
Благодарю за внимание».