Депутаты предлагают усовершенствовать порядок обеспечения питанием детей с ограниченными возможностями
На заседании Думы Астраханской области под председательством Игоря Мартынова поддержан ряд предложений федеральных коллег по внесению изменений в закон «Об образовании в Российской Федерации». Новации коснутся питания школьников, групп продленного дня, создания учебно-производственных комплексов, поступления в ссузы, нагрузки педагогических работников.
Изменения, в частности, предлагают усовершенствовать правовое регулирование порядка обеспечения питанием детей с ограниченными возможностями. Законопроект устанавливает единый для всех регионов подход к обеспечению детей с ОВЗ двухразовым бесплатным питанием, определяет источники финансирования — это могут средства муниципального, регионального и федерального бюджетов. Изменения в закон «Об образовании» устраняют возможность вольной трактовки при исполнении этой льготы, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья получал ее вне зависимости от того, где он учится — в интернате, обычной школе или дома.
Организация деятельности групп продленного дня также нуждается в едином подходе по стране. Именно на это направлен еще один федеральный законопроект, поддержанный Думой Астраханской области. Законодательная инициатива предлагает установить, что решение об открытии группы продленного дня и режиме пребывания в ней принимается образовательной организацией с учетом мнения совета родителей. В группе продленного дня наряду с присмотром и уходом за обучающимися будет осуществляться их воспитание, подготовка к учебным занятиям, проводятся физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия. Кроме того, для снижения размера родительской платы за содержание ребенка в такой группе законопроектом предлагается дополнить действующее законодательство положением, устанавливающим право субъекта Российской Федерации на дополнительное финансирование присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.
Еще одна законодательная инициатива направлена на регулирование правоотношений в части создания учебно-производственных комплексов в структуре образовательных организаций среднего профессионального образования. В случае принятия изменений, образовательным организациям среднего профессионального образования, которые обеспечены учебно-производственными комплексами, приносящими доход от деятельности, связанной с производством товаров, выполнением работ и оказанием услуг, по профилю образовательных программ, будет предоставлена возможность направления прибыли на развитие учебно-производственных комплексов и образовательных организаций их создавших. Также предлагается закрепить необходимость содействия в трудоустройстве со стороны таких образовательных организаций, обучающимся и выпускникам.
Социально незащищённые категории граждан смогут получить преимущество при поступлении в колледжи и техникумы. Авторы поправки в закон об образовании предлагают предоставить преимущественное право зачисления в образовательную организацию по программам среднего профобразования (СПО) при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях. В частности, такое право предлагается предоставить детям-сиротам; детям-инвалидам I и II групп; гражданам до 20 лет, имеющим только одного родителя — инвалида, если доход ниже прожиточного минимума; гражданам, которые подверглись воздействию радиации после катастрофы на Чернобыльской АЭС; детям военнослужащих и силовиков, погибших при исполнении служебного долга; детям умерших Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы; военнослужащим, которые проходят службу по контракту не менее трёх лет; гражданам, прошедшим военную службу по призыву, которые поступают на обучение по рекомендациям командиров; инвалидам войны, участникам и ветеранам боевых действий; гражданам, принимавшим участие в испытаниях ядерного оружия. Также льготы предлагается давать военным, участвовавшим в контртеррористических операциях на Северном Кавказе и в вооруженном конфликте в Чечне.
Предлагается исключить из закона понятие «образовательная услуга». Поводом для разработки инициативы стали обращения педагогов, которые отмечают, что формулировка «услуга в сфере образования» не соответствует роли учителей в обучении и воспитании детей и подростков. Авторы документа подчеркивают, что термин «государственная и муниципальная услуга в сфере образования» имеет неоднозначное толкование и ассоциируется с коммерческими услугами. Исключение термина поможет выстроить гармоничные отношения между всеми участниками образовательного процесса, уверены разработчики законопроекта.
Еще одна поправка направлена на снижение документационной нагрузки на педагогических работников. Данный вопрос очень актуален и остается нерешенным на протяжении длительного времени. Основными причинами большой нагрузки являются отсутствие законодательного ограничения на запрос учебно-методической и иной документации от учителя. В этой связи предлагается внести ряд корректировок. В их числе законодательное утверждение Типового перечня и требований к форме, составу и содержанию учебно-методической и иной документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при разработке и реализации основных общеобразовательных программ. Также законопроект содержит норму, в соответствии с которой образовательная организация вправе применять в своей деятельности электронный документооборот для создания, подписания, использования и хранения документов, связанных с образовательными отношениями, в электронном виде без дублирования на бумажном носителе, а также норму о предоставлении информации по обращению гражданина или должностного лица. Обращения иных организаций о предоставлении информации о деятельности образовательной организации, будут рассматриваться её учредителем. Кроме того, законопроектом предлагается не допускать возложение на педагогических работников иной работы, в том числе связанной с подготовкой документов, не включенных в указанный выше типовой перечень.