Игорь Мартынов подвёл итог парламентского контроля в Астраханской области в 2021 году

Игорь Мартынов подвёл итог парламентского контроля в Астраханской области в 2021 году

Председатель Думы Астраханской области Игорь Мартынов подвёл итог парламентского контроля, проведённого в Думе Астраханской области в 2021 году. Ежегодно не позднее 1 июня региональный парламент направляет в Министерство юстиции Российской Федерации доклад о результатах мониторинга правоприменения, проведенного в форме парламентского контроля региональным законодательным органом государственной власти, и предложения по совершенствованию федерального законодательства.

Игорь Мартынов отметил, что работа высшего и единственного законодательного органа государственной власти Астраханской области – Думы Астраханской области определяется Федеральным законом «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», Уставом Астраханской области, Регламентом Думы Астраханской области.

Приоритетными направлениями деятельности региональных депутатов является решение задач, поставленных руководством страны и, в первую очередь, Президентом Российской Федерации Путиным В.В., в посланиях Федеральному Собранию которого неоднократно обращалось внимание на необходимость эффективного взаимодействия всех ветвей власти с целью повышения качества жизни граждан Российской Федерации.

Обновленная Конституция РФ определила для нас новый вектор государственного развития - это единство публичной власти – от муниципальной до федеральной.

При этом «чиновники всех уровней должны быть заинтересованы в росте своей эффективности и быть жестко нацелены на получение конкретного результата», поэтому работа законодательного органа должна основываться на всесторонней оценке последствий принимаемых решений, совокупности действующих нормативных правовых актов, анализе практики применения законов.

Реализация проведения указанной работы возможна при внедрении в систему принятия решений контроля за реализацией законодательства со стороны депутатского корпуса, поскольку проведение результативного мониторинга оценки эффективности применения нормативных правовых актов является одной из ключевых задач органов государственной власти Российской Федерации на всех уровнях.

В 2020 г. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» включил в текст Конституции новую статью 103.1, предусмотревшую полномочия Совета Федерации ФС РФ и Государственной Думы ФС РФ по парламентскому контролю, включая парламентские запросы, которые могут быть адресованы органам, а также должностным лицам исполнительной власти. Хотя парламентский контроль в целом и запрос в качестве одной из его форм деятельности уже имели нормативную основу ранее и осуществлялись на практике, но возведение на уровень Конституции РФ данного положения носило знаковый характер, поскольку заполнило явный конституционный пробел, о котором неоднократно напоминали конституционалисты.

Как указано в Тематическом комментарии к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (Хабриева Т.Я., Клишас А.А.), предоставление такого права каждой из палат парламента позволяет ориентировать парламентский контроль на проблемы общегосударственного масштаба. Данная поправка, формируя в Российской Федерации основу для исключения неоправданных диспропорций в деятельности ветвей власти, обеспечивает наполнение конституционным содержанием не только принципа разделения властей, но и принципов правового и демократического государства.

При этом региональные законодательные органы государственной власти, как правило, самостоятельно определяют формы осуществления мониторинга в форме парламентского контроля, который позволяет не только отслеживать соответствие региональных нормативных правовых актов федеральному законодательству, но и определять достижение нормативным правовым актом целей правового регулирования, анализировать реальное действие правового акта в практике применения органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами и организациями.

В Астраханской области парламентский контроль регулируется Законом Астраханской области «О парламентском контроле в Астраханской области», который определяет правовые и организационные основы, а также цели, принципы, направления и формы осуществления Думой Астраханской области, комитетами и комиссиями Думы Астраханской области, депутатами Думы Астраханской области контрольных функций.

Основными целями парламентского контроля являются:        

1) обеспечение соблюдения и исполнения Устава Астраханской области, законов Астраханской области, постановлений Думы нормативного характера;

2) выявление основных проблем в деятельности государственных органов, исполнительных органов государственной власти Астраханской области с целью повышения эффективности системы государственного управления, привлечение внимания соответствующих органов государственной власти и должностных лиц к выявленным в ходе осуществления парламентского контроля недостаткам, требующим устранения;

3) противодействие коррупции;

4) изучение практики применения законодательства Астраханской области, выработка рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства Астраханской области, а также повышение эффективности его реализации.

Парламентский контроль в основном осуществляется за исполнением и соблюдением Устава Астраханской области, законов Астраханской области, постановлений Думы, решений комитетов и комиссий Думы, а также за исполнением бюджета Астраханской области, включая контроль за исполнением государственных программ Астраханской области.

Мероприятия по осуществлению парламентского контроля включаются в примерный план парламентского контроля, утверждаемый Председателем Думы на основании письменных предложений комитетов Думы Астраханской области.

Участниками парламентского контроля являются депутаты, органы государственной власти, органы местного самоуправления и граждане.

Источниками информации, анализируемой при проведении парламентского контроля, являются не только официальные данные, получаемые в установленном порядке, но и информация, полученная из обращений граждан, социологических опросов, проводимых на официальном сайте Думы Астраханской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Предложения по проведению мероприятий парламентского контроля поступают от депутатов Думы Астраханской области, исходя из вопросов, обозначаемых в обращениях граждан (на личных приёмах или в социальных сетях).

К парламентскому контролю привлекаются исполнительные органы государственной власти Астраханской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

При осуществлении парламентского контроля в качестве источника информации используются также данные, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также анализируются особенности законодательства субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере правоотношений.

Так, в 2021 году в Думе Астраханской области проанализировано 6 законов Астраханской области, выработано более 30 рекомендаций органам государственной власти Астраханской области о необходимости корректировки правоотношений, подготовлены изменения в законодательство Астраханской области и Российской Федерации.

С докладом о результатах мониторинга правоприменения, проведенного Думой Астраханской области в форме парламентского контроля в 2021 году, и о предложениях Думы Астраханской области по совершенствованию федерального законодательства можно ознакомиться по ссылке.

Пресс-служба Думы Астраханской области