парламентаризм — система политической организации государства

парламентаризм — система политической организации государства

Парламент — это высший представительный (законодательный) орган государства, осуществляющий свою профессиональную деятельность на постоянной основе и избираемый населением страны. Процесс его взаимодействия с иными государственными органами и называется парламентаризмом . В настоящее время происходят изменения в различных сферах жизни общества и государства, политическая деятельность также не остается без внимания. Положительное развитие невозможно без учета исторического аспекта.

Вспомним некоторые исторические вехи.

Первым подобием парламента в России были законосовещательные органы - Боярская Дума XVI-XVII вв совет сподвижников Петра I, "круг молодых друзей императора" при Александре I.

В результате земской реформы Александра II появились своеобразные губернские парламенты-земства, обладавшие законосовещательным правом. Но император был категорически против создания общероссийского земства, видя в том ограничение принципов самодержавия.

Однако из-за усиления террора Александр II, считавший, что земства лояльны к государственной власти, издал распоряжение о присоединении собрания земских представителей к Государственному совету.

Это собрание должно было иметь только законосовещательный характер, но впоследствии оно могло стать полноценным парламентом. Задуманным планам помешало убийство Александра II в марте 1881 года.

Следующий император Александр III проводил политику контрреформ с целью укрепления самодержавия.

Пришедший к власти в 1894 году Николай II продолжал политику отца.

Однако в январе-феврале 1905 г. в России началась первая русская революция (1905-1907 гг.). Она продемонстрировала, что самодержавный период в истории Российского государства завершается и начинается период практической конституционализации и парламентаризации страны.

Первые, вначале умеренные, шаги к парламентаризации были связаны с принятием Николаем II документов от 6 августа 1905 года: "Высочайшего Манифеста об учреждении Государственной Думы", "Закона об учреждении Государственной Думы" и "Положения о выборах в Государственную Думу".

Однако этими актами устанавливался статус Государственной думы как законосовещательного органа при монархе.

Кроме того, в документах 6 августа 1905 г. о выборах содержалась масса ограничений, цензовых требований, которые препятствовали широким кругам русского общества принять участие в работе даже такой бесправной Думы.

В тандеме с Государственной думой должен был функционировать Государственный совет. Статус законосовещательного органа при монархе Государственному совету был придан еще в момент его создания — в 1810 году. Манифестом от 6 августа 1905 г. этот статус был лишь подтвержден.

Отправной точкой становления парламентаризма в России стал Высочайший Манифест, подписанный царем Николаем II 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка" и целый ряд актов, развивающих положения Манифеста и также утвержденных указами императора, изданных в 1905-1906 гг.: Указ от 11 декабря 1905 г. "Об изменении Положения о выборах в Государственную думу (от 6 августа 1905 г.) и изданных в дополнение к нему узаконении", Манифест от 20 февраля 1906 г. "Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы", Указ от 20 февраля 1906 г. "Учреждение Государственной Думы" (новая редакция) и др.

Манифест 17 октября 1905 г. занимает особое место среди этих документов. В нем говорилось: "Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей".

Это означало, что Государственная дума из законосовещательного органа преобразовывалась в законодательный. Расширялись права в законодательной деятельности не только Государственной думы, но и Государственного совета. Он, как и Государственная Дума, также наделялся уже не законосовещательными, а законодательными полномочиями.

 Отсчетной точкой в развитии российской парламентаризма принято считать 27 апреля 1906 года. Именно в этот день начала работу Государственная дума Российской Империи — первый демократический институт в истории страны. На тот момент, как и сейчас, Госдума стала нижней палатой парламента, верхней палатой которого был Государственный совет (в наше время Совет Федерации).

Характерной чертой развития советского парламентаризма (1960–1990 гг.) являлось усиление партийного руководства, в последствии ставшим всеобъемлющим. С 1964 г. с приходом к власти Л. И. Брежнева, происходит сращивание государственной и партийной системы ]. 

В начале 70-х гг. Верховным Советом СССР изданные акты о местных Советах разных уровней, улучшают регламентацию их деятельности, укрепляются их положение, а также расширяются круг постоянных комиссий Верховного Совета СССР. За три года их количество увеличилось с 4-х до 16. В это же время увеличивается срок полномочий Верховного Совета СССР (с 4 до 5 лет) и снижается возрастной ценз для избрания депутатами в Верховный Совет СССР с 23 до 21 года.

Число депутатов в 2-х палатах Верховного Совета СССР было равное и составляло по 750 человек. В 1980 г. Верховным Советом СССР были внесены изменения в основы законодательства СССР и союзных республик и взят курс на развитие демократии. После августовских событий 2 сентября 1991 г. съезд народных депутатов СССР прекратил свое существование.

С принятием Конституции РФ 12 декабря 1993 года изменяется и организация государственной власти, которая действует на основе принципа разделения властей, необходимого для предотвращения злоупотребления властью. Теоретические и практические истоки данного принципа заложены в Древней Греции и Древнем Риме. Первыми исследователями считаются несколько политиков: Аристотель, Джон Локк, Шарль Монтескье. Рассмотренная ими триада разделения власти стала классической формулой. В России принцип получил конституционное закрепление в статье 10: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» [1]. Органы государства взаимодействуют между собой, уравновешивая друг друга и дополняя. При этом, законодательная власть обладает верховенством, устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны и деятельность исполнительной и судебной властей.

Законы имеют высшую юридическую силу, общеобязательный характер. К органам законодательной власти в РФ относятся: Федеральное Собрание, Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации. Федеральное собрание (Парламент РФ) — высший представительный и законодательный орган России (согласно ст. 94 Конституции РФ). Его статус определен в главе 5 Конституции РФ. Функции и полномочия Парламента РФ распределены между двумя палатами — Государственной думой (нижняя палата) и Советом Федерации (верхняя палата) (согласно ст. 95 Конституции РФ) [1]. Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Депутаты Государственной Думы избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов). Члены Совета Федерации выбираются путем косвенных выборов из представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта 170 чел.). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы. Федеральное собрание является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции РФ). Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет. Совет Федерации установленного срока деятельности не имеет. Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но Конституция РФ устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией РФ случаях – для заслушивания посланий Президента РФ; – для заслушивания посланий Конституционного Суда РФ; – для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

Как уже было, отмечено парламентаризм — система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента.

В настоящее время в России отмечается такой праздник, как День российского парламентаризма, который был учрежден 27 июня 2012 года, когда были внесены изменения в Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России». Изначально предлагалось отмечать праздник российского парламентаризма в день начала работы Верховного Совета России, который открыл свое первое заседание 18 марта 1990 года. Однако позже идея была пересмотрена с учетом замечаний историков о том, что российский парламентаризм значительно старше. Установление нового праздника призвано способствовать привлечению внимания населения к деятельности Федерального Собрания РФ и законодательных органов власти в регионах .

Сегодня Парламент России так же, как во времена Российской империи, состоит из двух палат. Первые выборы в парламент прошли в день всенародного голосования по Конституции, то есть 12 декабря 1993 года. Во многих странах парламент имеет специальное название (Федеральное собрание в РФ, Конгресс в США). Парламент выполняет законодательные функции и избирается по установленной Конституцией системе, что является основой построения органов демократического правового государства.

Виктория Русая