Парламенты стран СНГ демонстрируют возрастающую роль женщин в политике

Парламенты стран СНГ демонстрируют возрастающую роль женщин в политике

Сегодня женщины играют важную созидательную роль во всех областях общественной жизни: политике, экономике, науке, культуре, образовании. Совершенно очевидно, что дальнейшее повышение профессиональной и социальной активности, возможность полного раскрытия творческого и интеллектуального потенциала женщин являются важнейшими условиями для развития государства и гражданского общества.

Данная тенденция в полной мере отражается в национальном электоральном законодательстве государств — участников МПА СНГ и порядке формирования их органов власти.

В избирательных кодексах стран Содружества прямо закреплены равные для обоих полов возможности реализации права избирать и быть избранными, в том числе на высшие государственные должности. Более того, в ряде стран СНГ женщинам предоставляются конкретные гарантии участия в политической жизни.

Например, в Избирательном кодексе Республики Армения существует положение, согласно которому число представителей каждого из полов в составе окружной избирательной комиссии не должно составлять менее двух. Помимо этого, «мандат отказавшегося от мандата или избранного и досрочно прекратившего полномочия депутата из первой части общегосударственного избирательного списка в недельный срок после извещения об этом Центральной избирательной комиссии согласно протоколу Комиссии выдается следующему по очереди кандидату из первой части общегосударственного избирательного списка этой партии, а если в результате этого число представителей одного из полов в данной фракции уменьшается и становится меньше 25 процентов, то мандат выдается следующему кандидату из части первой общегосударственного избирательного списка этой партии того пола, который представлен меньше, если таковой имеется».

В свою очередь Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» гласит: «В партийном списке количество женщин и лиц, не достигших двадцатидевятилетнего возраста, должно составлять не менее тридцати процентов от общего числа включенных в него лиц».

Похожее положение действует и в Кыргызской Республике: «При определении списка кандидатов политическая партия обязана учесть представительство: не более 70 процентов кандидатов одного пола, при этом разница очередности в списках кандидатов женщин и мужчин, выдвинутых от политических партий, не должна превышать трех позиций» (Конституционный закон «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»).

Аналогичная «квота» установлена в Республике Узбекистан: «Число женщин должно составлять не менее тридцати процентов от общего числа кандидатов в депутаты, выдвинутых от политической партии». Такое же процентное соотношение определено для кандидатов в депутаты местных Кенгашей.

В Республике Молдова избирательное законодательство допускает определенные послабления для кандидатов женского пола: «Для регистрации Центральной избирательной комиссией независимый кандидат представляет подписные листы, содержащие подписи поддерживающих его не менее 2000 и не более 2500 лиц, обладающих избирательным правом. В отступление от данного положения кандидат-женщина может быть зарегистрирована, если представит подписи не менее 1000 и не более 2500 поддерживающих ее лиц, обладающих избирательным правом» (закон «О выборах»).

Действующие парламенты стран СНГ уверенно демонстрируют возрастающую роль женщин в политике. Так, более четверти депутатского корпуса составляют женщины в Парламенте Республики Молдова, обеих палатах Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Маджлиси Милли Республики Таджикистан, а в Палате Представителей Республики Беларусь парламентариев-женщин — 40%.

Отметим, что Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств неизменно уделяет внимание вопросам защиты детей, материнства, детства, молодежной политики и гендерного равенства. В этой области организацией разработан и принят целый ряд модельных законов, рекомендаций и концепций.

В их числе — Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств; рекомендации «О поддержке молодежных и детских объединений» и «О защите детства в государствах — участниках Содружества Независимых Государств»; модельные законы «О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об основных гарантиях прав ребенка в государстве», «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин» и др.

Важным направлением деятельности МПА СНГ с 2015 года стало проведение Евразийского женского форума, который на сегодняшний день является крупнейшей авторитетной международной площадкой для обсуждения роли женщин в современном обществе. Форум нацелен на консолидацию и развитие сотрудничества женщин-лидеров в целях решения актуальных проблем и упрочения атмосферы доверия и взаимопонимания в мире на основе универсальных ценностей гуманизма, прав и достоинства.

Участники форума — женщины-парламентарии, представители исполнительных органов власти, международных организаций, деловых кругов, бизнеса, научного сообщества, общественных организаций и благотворительных проектов, авторитетные деятели международного женского движения из многих стран мира. Первый (2015 г.) и второй (2018 г.) форумы проходили в Таврическом дворце — штаб-квартире МПА СНГ. 13–15 октября 2021 года здесь же планируется провести третий Евразийский женский форум, который будет посвящен глобальной миссии женщин в новой реальности.

по материалам сайта МПА СНГ