Донской парламент сообщил  результаты публичных слушаний

Донской парламент сообщил результаты публичных слушаний

Законодательное Собрание Ростовской области сообщает, что в соответствии с частью 8 статьи 58 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и Областным законом от 14 сентября 2011 года № 666-ЗС «О публичных слушаниях по проектам областных законов об областном бюджете и об отчете об исполнении областного бюджета» распоряжением Законодательного Собрания Ростовской области от 31.10.2023 № 254 были назначены публичные слушания по проекту областного закона «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».

 

 

14 ноября 2023 года в конференц-зале Правительства Ростовской области, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 112, в 15.00 состоялись публичные слушания по проекту областного закона «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и
2026 годов».

 

В публичных слушаниях приняли участие 282 человека.

Открывая мероприятие, Председатель Законодательного Собрания Ростовской области А.В. Ищенко подчеркнул, что проект закона о бюджете – это главный документ года, определяющий перспективы жизни нашего региона.

От степени вовлеченности в эту работу депутатов Законодательного Собрания, представительных органов муниципальных образований, экспертов, общественных организаций зависит в конечном итоге насколько благополучным будет самочувствие каждого жителя Ростовской области.

Именно поэтому проведение публичных слушаний предусматривает гласность и учет предложений самого широкого круга граждан и организаций.

Сегодня в нашей стране во всех без исключения сферах жизни происходят преобразования, идёт естественный процесс консолидации вокруг главного – вокруг защиты национальных интересов России.

И бюджет страны, и бюджет Ростовской области нацелены на стабильное и успешное развитие государства.

Законопроектом предусмотрены достижение национальных целей развития и обеспечение социальных обязательств, а также новых решений, которые были приняты в текущем году.

Безусловно, проект бюджета на 2024–2026 годы имеет свою специфику.

В приоритетном порядке должны решаться вопросы социальной поддержки жителей Донского края и обязательно – военнослужащих, принимающих участие в специальной военной операции и членов их семей.

Учитывая региональные задачи по сохранению и развитию экономических показателей Ростовской области в промышленности и сельском хозяйстве, бюджет нацелен на стимуляцию всех отраслей экономики, расширение спектра рабочих мест, развитие социальной инфраструктуры сельских и отдаленных территорий донского края.

Публичные слушания – это обязательная процедура, которая установлена Бюджетным кодексом и областным законодательством. Они проводятся для того, чтобы каждый житель при своей заинтересованности мог получить полную и достоверную информацию о том, как формируются доходы бюджета, на какие цели и в каких объемах расходуются средства налогоплательщиков. Проведение публичных слушаний дает возможность каждому поучаствовать в обсуждении главного финансового документа области.

 

В докладе заместителя Губернатора Ростовской области – министра финансов Л.В. Федотовой, содокладе председателя Контрольно-счетной палаты Ростовской области В.И. Хрипуна и выступлениях членов Правительства Ростовской области было отмечено, что проект областного закона «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» подготовлен на основе прогноза социально-экономического развития Ростовской области на 2024–2026 годы, утвержденного распоряжением Правительства Ростовской области от 12.07.2023 № 571, основных направлений бюджетной и налоговой политики Ростовской области на
2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов с учетом основных приоритетов, обозначенных Президентом и Правительством Российской Федерации, ключевых задач, поставленных Губернатором Ростовской области.

 

 

Подготовка законопроекта осуществлена в соответствии с Областными законами от 10.05.2012 № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» и от 26.12.2016 № 834-ЗС «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области».

 

Бюджетная и налоговая политика Ростовской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов будет соответствовать основным подходам, реализуемым в 2023 году с учетом эффективного расходования бюджетных средств, оптимизации и переформатирования расходов областного бюджета, создания дополнительных резервов для обеспечения приоритетных и непредвиденных расходов, включая мероприятия, связанные с проведением специальной военной операции.

Безусловным приоритетом является выполнение социальных обязательств перед гражданами, обеспечение социальной стабильности и одновременное последовательное решение задач по модернизации экономики и инфраструктуры для поддержки предприятий и бизнеса.

Особое внимание будет сконцентрировано на достижении целей национального развития посредством реализации региональных проектов, интегрированных в структуру государственных программ Ростовской области.

 

Параметры областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов сформированы на основе второго (базового) варианта прогноза социально-экономического развития Ростовской области на 2024–2026 годы с учетом предусмотренных основных показателей развития экономики.

 

Налоговая политика Ростовской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов ориентирована на сохранение бюджетной устойчивости, достижение необходимого объема бюджетных доходов, а также поддержку предпринимательской и инвестиционной активности, способствующих стабильному экономическому развитию области.

В этих целях будет проводиться активная работа по созданию благоприятных налоговых условий, способствующих развитию предпринимательской активности, легализации бизнеса самозанятых граждан и для отдельных категорий населения, нуждающихся в государственной поддержке.

 

Доходы областного бюджета к 1 чтению предусмотрены на 2024 год в объеме 284 576,4 млн рублей, на 2025 год – 292 045,6 млн рублей, на 2026 год – в сумме 250 806,9 млн рублей. Снижение доходных источников в 2024–2026 годах в 1 чтении объясняется особенностями планирования безвозмездных поступлений из федерального бюджета, большая часть которых будет уточнена ко 2 чтению.

 

Собственные налоговые и неналоговые доходы областного бюджета на 2024 год прогнозируются в объеме 228 713,6 млн рублей и на плановый период 2025 и 2026 годов – 238 280,0 млн рублей и 250 806,9 млн рублей соответственно.

Темп роста налоговых и неналоговых доходов в проекте областного бюджета на 2024 год к первоначально утвержденному бюджету 2023 года составит 113,8 процента.

В общем объеме собственных доходов наибольший удельный вес занимают:

налог на прибыль организаций – 33,5 процента (76 604,4 млн рублей);

налог на доходы физических лиц – 33,4 процента (76 537,3 млн рублей);

налоги на совокупный доход – 11,8 процента (27 026,1 млн рублей);

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, – 11,4 процента (26 153,8 млн рублей);

налоги на имущество – 8,5 процента (19 373,3 млн рублей).

Безвозмездные поступления предлагаются к 1 чтению в объемах, утвержденных на плановый период 2024–2025 годов Областным законом от 16.12.2022 № 795-ЗС «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» с учетом точечной корректировки в связи с перераспределением федеральных трансфертов с 2024 года на 2023 год на завершение работ 1 этапа по строительству детского хирургического центра в г.Ростове-на-Дону, а также уточнением средств в 2024 и 2025 годах на обеспечение деятельности депутатов Государственный Думы Российской Федерации, сенаторов Российской Федерации и их помощников. В соответствии с проектом федерального бюджета на 2024–2026 годы безвозмездные поступления областного бюджета будут уточнены ко 2 чтению.

Общий уровень и структура расходов областного бюджета определены исходя из приоритетных направлений развития Ростовской области и повышения уровня жизни граждан.

Расходы областного бюджета на 2024 год запланированы к 1 чтению в объеме 300 227,5 млн рублей. Темп роста на 2024 год к первоначально утвержденному бюджету 2023 года составит 102,4 процента.

 

На плановый период в 2025 году объем расходов к 1 чтению планируется в объеме 281 102,8 млн рублей, на 2026 год – в объеме 247 604,2 млн рублей с последующим увеличением ко 2 чтению бюджета за счет уточнения безвозмездных поступлений. В сравнении с расходами планового периода 2024 и 2025 годов уточненного бюджета 2023–2025 годов законопроектом запланированы расходы с темпом роста 101,2 процента в 2024 году и 100,2 процента в 2025 году. Расходы областного бюджета на 2026 год запланированы без учета безвозмездных поступлений из федерального бюджета в связи с отсутствием их распределения на момент подготовки проекта бюджета к 1 чтению.

 

Уточнены расходы в связи с изменением численности (контингента) получателей государственных услуг, социальных выплат и пособий.

 

Проиндексированы социальные выплаты населению (публичные нормативные обязательства) и стипендиальный фонд исходя из уровня инфляции согласно прогнозу социально-экономического развития Ростовской области на 2024–2026 годы с 1 января и с 1 сентября соответственно – на 4,0 процента ежегодно.

 

 

Уточнены расходы на оплату труда для отдельных категорий работников, установленных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», от 28.12.2012 № 1688
«О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с необходимостью сохранения соотношения средней заработной платы по этим категориям с показателем «среднемесячный доход от трудовой деятельности» по Ростовской области.

 

 

Увеличены расходы на заработную плату отдельных низкооплачиваемых категорий работников, которая составит с 1 января 2024 года – 19 242 рубля.

 

Расходы инвестиционного характера запланированы на 2024–2026 годы по объектам государственной и муниципальной собственности, финансовое обеспечение которых предусмотрено в действующем законе о бюджете с учетом удорожания стоимости работ и стройматериалов по переходящим объектам.

Продолжится реализация инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты и межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

В целях осуществления государственной поддержки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц и некоммерческих организаций предусмотрены субсидии из областного бюджета, предоставление которых осуществляется в порядке, определенном Правительством Ростовской области.

Новацией для проекта бюджета на 2024–2026 годы является формирование государственных программ Ростовской области в соответствии с обновленной структурой.

Согласно постановлению Правительства Ростовской области от 26.06.2023 № 461 применение новых инструментов формирования государственных программ Ростовской области предусматривает возможность осуществления более качественного бюджетного планирования, прозрачности затраченных ресурсов, повышения ответственности органов государственной власти Ростовской области за подготовку, реализацию, эффект в отраслевых направлениях деятельности.

В составе государственных программ Ростовской области будут предусмотрены приоритетные проектные и текущие процессные мероприятия. Каждый результат от реализации мероприятий государственной программы Ростовской области предусмотрен в увязке с бюджетными расходами.

Всего на реализацию 23 государственных программ Ростовской области предусмотрено:

в 2024 году – 278 454,9 млн рублей,

в 2025 году – 252 060,1 млн рублей,

в 2026 году – 219 998,5 млн рублей.

Приоритетное место в бюджете по-прежнему занимают «социальные» государственные программы. Также государственные программы направлены на развитие агропромышленного комплекса, коммунальной и транспортной инфраструктур, экономики региона, поддержку малого и среднего бизнеса, обеспечение жильем отдельных категорий граждан и другие направления.

В Ростовской области с 2024 года финансовое обеспечение проектной части государственных программ предусматривается по 62 региональным проектам, в том числе по 37 региональным проектам, направленным на реализацию национальных целей развития, и по 25 иным региональным проектам, направленным на социально-экономическое развитие Ростовской области.

 

Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации всех региональных проектов в законопроекте на 2024 год предусмотрены в объеме 75 395,7 млн рублей, на 2025 год – 47 622,7 млн рублей и на 2026 год – 16 252,3 млн рублей без учета целевых средств федерального бюджета.

 

 

К наиболее бюджетоемким проектам, на реализацию которых предусмотрено более 90 процентов общего объема расходов на все региональные проекты, относятся «Безопасные качественные дороги», «Жилье и городская среда», «Здравоохранение», «Демография» и «Образование».

 

 

В целях планирования бюджетных возможностей для обеспечения первоочередных расходов создан дополнительный резерв на 2024 год в объеме 3,5 млрд рублей, распределение которого будет осуществляться на приоритетные направления, в том числе на поддержку военнослужащих – участников специальной военной операции, оснащение объектов социальной сферы, введенных в эксплуатацию после завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта, на решение других перспективных задач.

 

Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2024–2026 годах будет направлена на содействие сбалансированности местных бюджетов, повышение эффективности организации бюджетного процесса на муниципальном уровне, обеспечение контроля за расходованием бюджетных средств.

Общий объем межбюджетных трансфертов местным бюджетам планируется на 2024 год в сумме 139 233,3 млн рублей (46,4 процента всех расходов), на 2025 год в сумме 127 457,7 млн рублей, на 2026 год в сумме 107 215,3 млн рублей.

 

В соответствии с положениями Областного закона от 26.12.2016 № 834-ЗС «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области» в 2024–2026 годах будет обеспечена передача в местные бюджеты нормативов отчислений от областных налогов и неналоговых платежей.

 

 

Объем поступлений доходов местных бюджетов от указанных нормативов может оцениваться на 2024 год в объеме 25 708,9 млн рублей,
в целом на 2025–2026 годы – 56 459,4 млн рублей.

 

 

В целях реализации Областного закона от 01.08.2019 № 178-ЗС «Об инициативных проектах» и привлечения жителей к активному участию в определении приоритетных проектов зарезервированы средства на 2024 год в сумме 400,0 млн рублей, на 2025–2026 годы в сумме 500,0 млн рублей ежегодно.

 

Объем дотаций составит в 2024 году 15 570,6 млн рублей, в 2025 году – 12 900,1 млн рублей, в 2026 году –13 416,1 млн рублей.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2024–2026 годы проиндексированы с учетом инфляции.

Обеспечено неснижение по сравнению с утвержденным на 2024 год законом об областном бюджете критерия выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований и объема дотации.

Также предусматривается дотация на обеспечение сбалансированности местных бюджетов в 2024 году в сумме 1 000,0 млн рублей.

Общий объем субсидий местным бюджетам планируется к 1-му чтению на 2024 год в сумме 37 435,0 млн рублей, из них за счет средств федерального бюджета – 18 768,7 млн рублей.

Указанные средства планируется направить на 55 целевых направлений.

На 2025 и 2026 годы предусмотрены объемы субсидий соответственно 27 879,5 млн рублей и 11 985,8 млн рублей, из них за счет средств федерального бюджета в 2025 году – 10 737,9 млн рублей.

Субсидии сосредоточены на приоритетных направлениях социально-экономического развития Ростовской области.

 

Общий объем субвенций местным бюджетам на осуществление переданных органам местного самоуправления полномочий Российской Федерации и Ростовской области планируется на 2024 год в сумме 81 270,5 млн рублей, из них за счет средств федерального бюджета – 4 931,7 млн рублей. На 2025 и 2026 годы предусмотрены объемы субвенций соответственно 83 051,7 млн рублей и 81 351,7 млн рублей, которые могут быть уточнены в следующие периоды, из них за счет средств федерального бюджета в 2025 году – 4 110,1 млн рублей.

 

В 2024 году планируется предоставить местным бюджетам субвенции по 37 целевым направлениям. В их числе субвенции на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан (инвалидам, ветеранам, труженикам тыла, реабилитированным лицам, детям-сиротам, семьям, имеющим детей, специалистам, работающим и проживающим в сельской местности и другим) и субвенции на финансовое обеспечение текущей деятельности муниципальных учреждений и органов местного самоуправления, связанной с осуществлением переданных полномочий (детских садов, администраций муниципальных образований, архивов, органов загс, социальной защиты населения, и других).

Иные межбюджетные трансферты предусматриваются в виде целевых средств для финансового обеспечения отдельных направлений расходов местных бюджетов, которые не могут быть предоставлены через другие формы межбюджетных трансфертов.

Общий объем иных межбюджетных трансфертов на 2024 год составит 4 957,2 млн рублей, на 2025 год – 3 626,4 млн рублей, на 2026 год – 461,7 млн рублей.

На 2024 к 1 чтению прогнозируется превышение расходов над доходами (дефицит) в размере 15 651,1 млн рублей, или 6,8 процента от объема собственных налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.

На 2025 и 2026 года запланировано превышение доходов над расходами (профицит) в объеме 10 942,8 млн рублей и 3 202,7 млн рублей соответственно с учетом необходимости направления средств на погашение ранее привлеченных кредитов в коммерческих банках и недопущения просроченных долговых обязательств.

Параметры бюджетного дефицита в 2024 году соответствуют ограничениям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

 

Осуществление заимствований в 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов предусмотрено в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач, при минимизации рисков для исполнения областного бюджета и сохранении показателей долговой устойчивости в пределах безопасных значений.

 

Кредитные ресурсы будут направлены на покрытие дефицита областного бюджета, а также на погашение долговых обязательств.

В 2024–2026 годах будет продолжена ответственная долговая политика, направленная на обеспечение экономически безопасного уровня государственного долга Ростовской области.

В процессе реализации долговой политики Ростовской области в трехлетнем периоде будет обеспечена сбалансированность бюджета, своевременность исполнения долговых обязательств и минимизация расходов на обслуживание государственного долга.

Уровень долговой нагрузки (отношение госдолга к собственным доходам) соответствует требованиям бюджетного законодательства. При этом значения уровня долговой нагрузки имеют положительную динамку к снижению с 42,7 % по итогам 2024 года до 32,9 % на конец 2026 года.

Государственный долг Ростовской области прогнозируется на конец трехлетнего периода в объеме 82 627,7 млн рублей.

 

Участники публичных слушаний РЕКОМЕНДОВАЛИ:

 

Законодательному Собранию Ростовской области рассмотреть проект областного закона «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» и принять в первом чтении.

Ответы на вопросы, поступившие в рабочую группу по подготовке публичных слушаний от жителей области и органов местного самоуправления по проекту областного закона «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»

Протокол публичных слушаний по проекту областного закона «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» 

Информация о результатах  публичных слушаний по проекту областного закона «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» 

 https://zsro.ru/press_center/news/1/34336/