Подъемные для сельских медсестер и дополнительные финансы на здравоохранение
Поручение проработать данный вопрос профильному комитету дал Председатель Думы Астраханской области Игорь Мартынов. Учитывая потребность медорганизаций, расположенных в сельской местности, в медиках со средним специальным образованием, предлагается дополнить список медицинских работников, имеющих право на единовременную компенсационную выплату, медицинскими сестрами.
На сегодняшний день в рамках федеральной программы врачи и фельдшеры, прибывшие на работу в сельские населенные пункты, переезжающие в рабочие поселки, поселки городского типа, города с населением до 50 тыс. чел. получают разовую выплату в размере 1 000 000 руб. и 500 000 руб. соответственно, в качестве стартового капитала для переезда к месту работы.
Еще один важный момент, в соответствии с действующим законодательством медработник, участвующий в программах «Земский доктор» или «Земский фельдшер», обязан возвратить в бюджет субъекта часть выплаты, в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам.
Депутаты считают, что миграция кадров высока, в том числе в сельской местности, и «консервировать» работников на одной должности, тем более в районной больнице на 5 лет, нецелесообразно. По этой причине они выступают с обращением к Правительству Российской Федерации с просьбой установить на законодательном уровне возможность карьерного роста медицинских сотрудников, которые участвуют в программах, в рамках медицинской организации, принявшей специалиста на постоянное место работы.
Также, с целью выполнения Указов Президента России по повышению заработной платы медикам и снижению финансовой нагрузки на сферу обязательного медицинского страхования, народные избранники предлагают пересмотреть подход к расчету субвенций для регионов. В частности, начать учитывать различия в размере средней заработной платы по субъектам.
Сейчас у территорий с одинаковым объемом финансирования зарплата медицинских работников различается существенно, следовательно, отличается и размер средств на содержание и лечение. К примеру, в Астраханской области порядка 80% субвенций расходуется на заработную плату, лишь 20% остается на закупку медикаментов и оборудования.
Подобный дисбаланс влечет за собой рост кредиторской задолженности, так как финансовых средств на покрытие необходимых расходов не хватает.
Кроме того, парламентарии рекомендуют принять во внимание выполнение целевого показателя обеспеченности кадрами, так как это тоже влияет на расходы медицинских организаций по оплате труда. Показатели Астраханской области за 2018 год выше средних по России: по обеспеченности врачебными кадрами наш регион занимает 7 место из 85. Следовательно, нагрузка на фонд оплаты труда значительно выше, чем у тех субъектов, где обеспеченность врачебными кадрами «проседает». Поэтому, по мнению членов комитета, дифференцированный подход при расчете региональных субвенций необходим.
Депутат Габит Куандыков выразил обеспокоенность, не последует ли за обращением сокращение медицинских кадров. Первый заместитель председателя комитета Сергей Джуваляков пояснил, что существует норматив обеспеченности медиками, который должен быть выполнен. Заработная плата также не может быть снижена, так как она регламентирована Указом Президента России.